...«Газель» с красным крестом на борту лихо зарулила в парковочный карман 177 квартала. Вскоре туда же подъехали две машины ДПС. Сидящий на пассажирском сиденье «скорой» инспектор ГИБДД капитан полиции Валерий Кириллов скоординировал маршрут кортежа: «Сначала двигаемся по Ленинградскому проспекту, потом сворачиваем на Социалистическую, уходим на Декабристов и по Ангарскому проспекту возвращаемся на круг. Можно еще проехать по Горького. После 16 часов начнутся пробки, вот и пойдем по самым оживленным трассам». Вой сирен служебных машин ознаменовал начало рейда «Маячок».
Оглядываясь на тревожный звук спешащих машин, прохожие и не догадывались, что в этот раз автомобиль «скорой помощи» мчится по улицам города с журналистами на борту, причем совершенно здоровыми, по крайней мере, не жалующимися на самочувствие. А чего жаловаться, если оказался в центре такого переполоха! При виде нашей «музыкально-световой» колонны машины жмутся к обочине, а пешеходы не спешат выйти на «зебру». Никаких помех для движения! Словно улицы города пусты, а на циферблате не час пик... Большой ЛиАЗ уходит вправо, авто с прицепом быстро находит местечко в тесном парковочном кармане слева. Через лобовое стекло «скорой» городские дороги выглядят как путь сквозь морскую пучину, разошедшуюся перед Моисеем. На улице с двусторонним движением мы идем посередине – машины расступаются, образуя «выделенную» полосу. Тем, кто замешкался или встал на пути, грозит протокол об административном правонарушении. Но участники рейда говорят, что водители штрафа не боятся. Еще два-три года назад ситуация при таком же административном наказании была иной – спешащую на вызов «скорую» пропускали далеко не все. Что же заставило ангарских водителей изменить свое поведение на дорогах?
«Осенью общественность и СМИ широко обсуждали случай в Приморском крае, когда из-за перегородившей дорогу машины бригада «03» не смогла оперативно госпитализировать тяжело травмированного человека, который позже скончался, – говорит Валерий Кириллов. – Случившееся потрясло тогда многих. Тут же начали «всплывать» факты расправы автохамов над водителями «скорых». О важности работы медиков люди задумываются только тогда, когда им самим или их близким требуется срочная медицинская помощь. В Интернете появился любительский видеоролик под названием «Если бы «скорая» стала прозрачной». Очень поучительно и наглядно получилось! Все эти разговоры, споры, обсуждения, видимо, немного дисциплинировали автолюбителей. Многие начали понимать, что сирену и проблесковые маячки не включают просто так – это сигнал беды, случившегося с кем-то несчастья».
Тем временем наша «скорая» проходит оживленный перекресток Социалистической и Коминтерна на красный сигнал светофора на скорости 70 километров в час. За рулем – опытнейший водитель Дмитрий Кибисов. Он умело лавирует в транспортном потоке, ежесекундно оценивая дорожную ситуацию и каким-то образом заранее вычисляя тех, кто не намерен уступать дорогу машине «03».
«Сирену и маячки чаще приходится включать, когда везем больного в больницу, – говорит Дмитрий. – Пробки объезжаем по обочинам, дворам, как придется. Скорость придерживаю – тяжелого пациента нельзя растрясти и подвергнуть опасности попадания в ДТП, главное – довезти его живым! Со случаями откровенного хамства или угроз со стороны других участников движения лично я за 15 лет своей работы не сталкивался. Мне кажется, что ангарские водители с пониманием относятся к необходимости уступить дорогу машине «скорой» – сегодня к кому-то медики спешат, а завтра их помощь может понадобиться тебе».
И все же проблема существует. Не зря инициатором проведения рейда «Маячок» вот уже несколько лет подряд выступает именно администрация БСМП. Кроме дорожных заторов бригады «скорых» нередко сталкиваются с препятствиями в виде перегороженных жителями внутриквартальных проездов, зеленых насаждений возле домов. К подъездам не подъехать из-за припаркованных машин. Особенно часто заторы во дворах возникают по вине таксистов. Но привлечь к ответственности виновников такого положения дел практически невозможно. Иное дело – с автохамами на дорогах, которые не пропускают спецмашины с сиреной. Их действия подпадают под статью Административного кодекса, грозящую штрафом в 500 рублей или лишением права управления автомобилем от 1 до 3 месяцев. Но таких нарушителей в дни проведения рейдов было выявлено немного.
После часа езды по улицам города под вой сирен старший дает отмашку – заканчиваем! Таксисты уже оповестили друг друга по группам в соцсетях о проводимом рейде. Нарушители с ангарских дорог на это время исчезли как вид! Ездить дальше с мигалками – только прохожих пугать. Дмитрий Кибисов выключает сирену. В наступившей тишине участники рейда – медики и полицейские – желают друг другу спокойного дежурства и разъезжаются.
Рейд окончен, но дежурства бригад «скорой» не завершаются ни на минуту. Заслышав сирену реанимобиля, уступайте дорогу – не только из-за требований закона, но и чисто по-человечески. Секунды задержки в пути могут стоит кому-то жизни...
Врезка 1
Официально
Профилактические мероприятия на дорогах Ангарска по выявлению автонарушителей, не предоставляющих преимущество движения спецавтомобилям с включенными проблесковыми маячками, проводились 2 и 3 февраля. По данным пресс-службы ОГИБДД УМВД России по АГО, за два дня рейда было выявлено 11 водителей, нарушивших правила дорожного движения, все они были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ. Чаще всего люди, попавшие в данную ситуацию, оправдываются наличием громкой музыки в салоне автомобиля, разговором с собеседниками либо элементарной невнимательностью.
Только цифры
Каждый день на Ангарской станции скорой медицинской помощи в смену выходит 21 бригада. Ежесуточно на пульт «03» поступает примерно 330 вызовов. За весь 2016 год ангарчане звонили в «скорую» около 89 тысяч раз, из них 12 496 вызовов было педиатрических, 21 201 раз скорая медицинская помощь оказывалась людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, 8580 больных обратились по поводу травм, 1603 вызова было связано с отравлениями, 2446 – с акушерскими выездами.
Мнение
Главный врач ОГУЗ «БСМП» Борис Басманов:
– Требования к работе скорой медицинской помощи очень высокие. Мы должны обеспечить 20-минутный доезд до любого адреса, до любой точки вызова бригады «скорой помощи». Я бы выделил две составляющие для того, чтобы этот временной промежуток соблюдался. Первая – зона ответственности наша, больницы скорой медицинской помощи, и вторая – это зона ответственности всего общества и каждого его члена, который своим вкладом помогал бы в работе, в повышении оперативности доезда и в конечном итоге в повышении оперативности оказания скорой медицинской помощи. Мы со своей стороны организуем необходимую работу, то есть обеспечиваем кадрами станцию скорой помощи, поддерживаем транспорт в исправном состоянии и обеспечиваем его стопроцентный выход на линию, организуем прием вызовов и оперативно передаем их на обслуживание. Зона ответственности общества – это, прежде всего, создание условий для работы бригад медиков: содержание дорог, обеспечение беспрепятственного проезда внутри кварталов, установка знаков в тех местах, где необходимо обеспечить преимущество проезда спецмашины (например, на выезде со станции на улицу Чайковского). Этого на сегодняшний день нет, поэтому нам приходится задерживать обслуживание вызовов, так как проехать в потоке машин в час пик по данной улице просто невозможно. Последние рейды, которые мы регулярно проводим с сотрудниками ГИБДД, красноречиво говорят о том, что в городе (да и в стране в целом) отношение к машинам с красным крестом на борту требует коренного пересмотра.
* * *
2014 год в Ангарске выдался «урожайным» на аварии с участием машин «скорой помощи». 12 августа на перекрестке улиц Маяковского и Героев Краснодона грузовик «Хино-Рейнджер» не уступил дорогу карете «скорой помощи», которая двигалась по главной дороге, допустил столкновение, отчего автомобиль «неотложки» получил сильные повреждения и загорелся. Бригада медиков везла женщину, недавно перенесшую инсульт. Во время аварии больная ударилась головой. Водитель и санитар успели вытащить пострадавшую из салона на носилках до того, как начался сильный пожар. В результате машина «скорой» выгорела практически полностью и была признана не подлежащей восстановлению.
А 31 декабря бригада «скорой помощи» спешила на место ДТП, но в итоге сама попала в аварию. Напомним читателям обстоятельства тех происшествий. В 50 метрах от перекрестка улицы Чайковского и трассы М53 произошло столкновение двух автомашин. Водитель «Тойоты-Пробокс» двигался со стороны улицы Горького в сторону улицы Чайковского. Не справившись с управлением, допустил занос автомашины и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с двигающейся во встречном направлении автомашиной «Тойота-Ленд-Крузер-200». От удара легковушку развернуло и выбросило на обочину. Водитель универсала в результате дорожно-транспортного происшествия получил травму – перелом ребер и сотрясение головного мозга.
На место происшествия была вызвана бригада скорой медицинской помощи, которая незамедлительно выехала к месту ДТП. Подъезжая к перекрестку улиц Ворошилова и Чайковского с включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным громкоговорящим устройством, водитель кареты «скорой помощи» убедился в том, что ему уступают дорогу, и продолжил дальнейшее движение на запрещающий сигнал светофора. Но внезапно из-за автобуса, остановившегося для предоставления преимущества автомашине со спецсигналом, наперерез «скорой» по улице Ворошилова выехала «Хонда-Стрим». Столкновения избежать не удалось. От удара машина с медиками изменила траекторию движения и, выехав на трамвайные рельсы, опрокинулась. Один из врачей бригады получил в результате ДТП перелом ребер.