7 февраля в выставочном зале Ангарского городского музея открылась выставка одной картины из фондов музея. В этот раз зрители увидели живописное полотно Степана Развозжаева «Тяжелая дата». Выбор картины не случаен – выставку приурочили к 100-летию со дня рождения известного сибирского художника, чей талант оказал большое влияние на многих живописцев Сибири.
На открытие выставки приехали дети художника (сыновья Михаил и Андрей, дочь Тамара), собрались люди, хорошо знавшие Развозжаева, его коллеги и друзья. На встрече шел рассказ о жизни художника, присутствующие делились воспоминаниями об этом замечательном человеке – веселом, активном, добром и отзывчивом.
100 лет минуло со дня рождения художника, который появился на свет 7 января 1917 года в деревне Петрограновка Боханского уезда Иркутской губернии. В 19 лет он с отличием окончил Иркутский изопедтехникум. Еще в студенчестве написал картину «Чаепитие в деревне», запечатлев на ней своих родителей. Это была простая работа, но по свидетельству современников – «с волшебным обаянием». И на протяжении всей жизни Развозжаев не раз обращался к образам отца и матери.
Будучи художником-живописцем, монументалистом, рисовальщиком и скульптором, Степан Михайлович не только писал большие многофигурные полотна, но и расписывал потолочные плафоны в иркутских учреждениях, был автором многих памятников и горельефов.
В 1960-х годах Развозжаев переехал в Ангарск, а в начале 1970-х им была создана картина «Тяжелая дата», которая была куплена ангарским музеем уже после смерти художника.
История этой картины неразрывно связана с одним из памятников, выполненных Степаном Михайловичем. Это памятник героям-землякам, павшим в Великой Отечественной войне, установленный в селе Тихоновка, в 10 км от родины художника – села Петрограновка. Тамара, дочь Развозжаева, вспоминала на встрече, что во время работы над памятником они всей семьей жили в Тихоновке. Все происходило на их глазах: создание проекта и самого памятника, его неудачная установка, во время которой порвался трос автокрана и памятник был настолько поврежден, что необходимо было создавать новый. Эта неудача сильно сказалась на здоровье художника, в ту пору уже тяжело больного. Для изготовления и установки нового памятника у Степана Михайловича уже не было сил. Этой работой занялся другой художник. Вскоре, в 1972 году, Степан Михайлович умер, успев написать картину «Тяжелая дата», одну из своих последних живописных работ.
На картине изображен тот самый, «другой», памятник. Зимний день и сельский пейзаж. На переднем плане – обелиск с надписью «Слава героям-землякам, павшим в Великую Отечественную войну. 1941-1945». Рядом с обелиском беззаботно играет девочка, на скамейке сидят старик и старуха, погруженные в свои мысли. Глядя на них, невольно вспоминаешь одну из первых работ художника – «Чаепитие в деревне», – на которой изображены отец и мать Степана Михайловича.
На первый взгляд, атмосфера картины спокойная, однако холст вызывает необъяснимую тревогу. Трагедия прячется в колорите картины, в заледеневшем кустарнике, деревенских домиках, кажущихся холодными и отстраненными, в облачном небе и дороге, ведущей в никуда.
Картина выглядит вполне завершенной, композиционно сложившейся, но она явно не дописана. Художнику немного не хватило времени, не хватило, быть может, нескольких мазков для ее полного окончания.
Кажется, что изображение памятника занимает на холсте слишком много места. Но этот памятник для художника был очень значим. Он подарил автору радость творчества в последние годы жизни, а то, что его не установили, стало огромным стрессом, окончательно подорвавшем здоровье. По сути, «Тяжелая дата» – это рассказ о последних днях жизни художника и вся его жизнь: его родина, память о родителях и героях-сибиряках, несбывшиеся мечты и потаенные надежды.
Ольга Новокрещенных,
заведующая выставочным залом Ангарского городского музея