Издалека видно – на стройке, которая долгие годы была заморожена, появилась жизнь.Шум бульдозеров и автокранов, лай собак и суета рабочих. Они, по словам подрядчика, не уходят с объекта допоздна – до восьми вечера, – хотя по графику смена должна заканчиваться в пять. В итоге процесс работы идет с опережением. Правда, вместо того что-бы строить, рабочим приходится... ломать. Как сказал представитель подрядчика – начальник участкаЗАО «Стройкомплекс» Вячеслав Фомин, – сегодня здесь работает около 20 человек, а также специализированная техника: краны, кран-борты, тралы.
Пока подрядчик занимается сносом конструкций клубного блока школы (блок Д). По словам Андрея Сафронова, сохранить имеющиеся конструкции было невозможно – они не соответствовали современным нормам сейсмобезопасности. Блок будет снесен до фундамента. После чего на фундамент будут установлены резинометаллические компенсаторы, а уже на них будет «расти» новое здание клубного блока. Здесь будет сцена, творческие мастерские и прочие помещения, которые необходимы для творческого развития детей.
Андрей Сергеевич говорит о том, что эти компенсаторы для Ангарска – уникальная технология. На простом, бытовом, языке это такие резинометаллические «подушечки», которые будут установлены на каждую несущую колонну.
В блоке Д установить их будет просто, а вот в основном здании школы, которое уже построено, придется поработать. Каждую уже установленную несущую колонну будут подпирать со всех сторон, потом разрезать (уже страшно! – авт.), вынимать кусок бетона и в имеющееся пространство вставлять «подушечку».
Это позволит компенсировать сейсмовоздействие на здание и, соответственно, решить главную проблему несчастной школы – сохранить четвертый этаж, на сносе которого настаивали все проверяющие инстанции.
Напомним – школу начали строить в конце девяностых. Тогда четырехэтажные здания учебных заведений были вполне допустимы. За двадцать с лишним лет нормы изменились.
И теперь школы могут быть только трехэтажными. Зная об этом, начиная с 2006 года каждый руководитель города пытался продолжить строительство. Надеялись на то, что проблему удастся решить: мол, если предъявить проверяющим уже готовое здание, ну не будут же поживому резать! Авось да и подойдут индивидуально... Увы, в нашей стране на это рассчитывать не приходится. В итоге здание учебного блока, которое уже 10 лет назад было готово почти на 80 процентов, забросили, просто не зная, что делать дальше.
Андрей Сафронов рассказал, что, как профессиональный строитель, он вначале рассматривал версию сноса здания. И правда – ну столько лет стоит! Деньги бюджетные на охрану «ест». А перспектив пройти экспертизу немного. Ведь если раньше у нас допускали до эксплуатации дома, рассчитанные на семибалльную сейсмонагрузку, то сейчас строить надо на 9 баллов... Снести этаж не получалось – по проекту этажи объединены по два. Следовательно, это невозможно технически. Те же спортзалы, к примеру, занимают пространство со второго по четвертый этаж, бассейн – с нулевого по третий. Сделать их ниже нельзя по нормам спортивного помещения.
Так, может, взять и вообще все сломать? Но, обсчитав стоимость сноса и утилизации отходов после стройки, Андрей Сергеевич, по его словам, понял, что достроить объект дешевле. В администрации велись серьезные совещания. И вот наконец (благо наш мэр тоже строитель) был найден единственный технически возможный выход – установка резинометаллических компенсаторов.
Технология дорогущая, придумана японцами.В Стране восходящего солнца «на резине» строятся многие высотные здания. Суть, по словам Андрея Сафронова, предельно проста. Всю нагрузку по сейсмике принимает на себя первый этаж (он строится с расчетом на землетрясение в 9 баллов или выше), потом ставятся «подушки», а на них остальные этажи.
Витоге все, что выше «подушек», вообще не трясет. Сейсмонагрузка равняется нулю! Однако, чтобы их установить, придется потрудиться. Мало того, кроме работ по сейсмике, требуется еще и переделка внутренних помещений школы. То, что в 2010 году показывали как почти сданное (например санузлы с плиткой, спортзалы с перегородками и прочее), пришлось ломать. Честно говоря, когда смотришь – коробит. Такие деньги – и «в трубу»... Но Андрей Сафронов говорит, что иначе было нельзя. Нормы с 2010 года тоже успели измениться. И теперь школа в обязательном порядке должна быть оборудована... лифтами! Один лифт положено установить для пожарных, а второй – для детей с ограниченными возможностями. И куда теперь эти лифты вставлять, если изначально они не были запланированы? Заставляют приводить в надлежащий вид и лестничные проемы. Они по новым нормам должны стать шире. Вот и приходится все, что уже было готово, переделывать.
Порой только после такой «экзекуции» становится заметно, что за внешним лоском все не очень гладко. Добравшись до металлических опор, которые были спрятаны в стенах, строители обнаружили, что они не соответствуют нормам (в том числе и старым, поскольку они не менялись) по ширине. В спортзале с нарушением норм выполнен завод плит – они могут не выдержать даже минимального землетрясения.
Да что там – кое-что видно даже невооруженным глазом. Между двумя блоками – начальной и средней школы – прямо посередине коридора огромная трещина в полу. Если идти по ней, видно – трещина уходит в класс, продолжается по полу, стене и выходит... в окно!
Андрей Сафронов говорит, что это грубейшее нарушение всех норм. Тот, кто умудрился соединить две части здания с упором на окно, либо абсолютно ничего не понимал в нормативах, либо отнесся к делу с крайней халатностью. Ну не может стекло такую тяжесть выдержать! Со временем дело могло бы закончиться трагично. Стекло под давлением просто разлетелось бы на куски, а разъезжающаяся трещина стала бы причиной закрытия учреждения.
Теперь все эти недоделки предстоит ликвидировать. Увы, на это потребуются серьезные деньги. Во-первых, технология установки резинометаллических опор очень дорогая. Это в Японии по ней строят спокойно, потому что ничего переделывать не приходится. Во-вторых, сами «подушки» в России не делают. Их уже заказали за рубежом. К счастью, в Китае – стране, на которую не распространяются санкции. Поэтому того, что какие-то внешнеполитические факторы помешают завершению строительства, можно не бояться.
Но работа предстоит очень большая. По плану школу хотят открыть к 2020 году. И это вполне реально, если все «срастется» с финансами. На 2017 год из средств регионального бюджета было выделено 100 миллионов рублей, в местном бюджете заложено 75 миллионов рублей. На мартовской сессии Законодательного собрания региона возможно рассмотрение вопроса о дополнительном финансировании данного объекта в этом году в размере 100 миллионов рублей.
Вроде как финансирование на уровне области предусмотрено и дальше. Будем надеяться, что никакие кризисы не помешают ангарской «стройке поколений» успешно завершиться.