Нашему городу в этом году не повезло. Не попал он в шестерку городов-счастливчиков, по которым проехала с новым гастрольным туром арт-группа «Хор Турецкого». Знаменитые музыканты отпраздновали двадцатый день рождения своего необыкновенного коллектива по соседству с нами – в Иркутске, давно ими любимом, по признанию теперь уже народного артиста России Михаила Турецкого. Именно в столице Восточной Сибири 23 сентября состоялась премьера юбилейной программы «20 лет, 10 голосов».
Но такое расстояние, конечно, не могло удержать заядлую поклонницу. Когда, держа в руках заветный билет, я поднималась по лестнице к концертному залу, под сводами стадиона «Труд» уже раздавалась знакомая мелодия песни «Ах, этот вечер» Максима Дунаевского. И вот они – люди с экрана, способные за один-единственный вечер спеть и станцевать (а это единственный в мире танцующий хор) историю мировой музыки. Хор с общим голосовым диапазоном в четыре с половиной октавы, собравший все существующие в природе мужские тембры, в котором каждый – солист, «штучный» исполнитель.
Любой их концерт становится доказательством того, что в мире нет музыкальных произведений, им неподвластных. И этот не стал исключением. Барочная, с манжетами и масками ария Альмирены из оперы Георга Генделя, знаменитый отрывок из «Кармины Бураны» Карла Орффа и крайне редко исполняемая «Любовь поэта» Роберта Шумана во главе с визитной карточкой коллектива – оперным попурри – вот только несколько строк с их «классической странички».
Во втором отделении исполнители обратились к эстрадной классике века двадцатого. Здесь переплелись юморески Леонида Утесова и надрыв Владимира Высоцкого, звуковая феерия Фредди Меркьюри и предвидение Виктора Цоя. Причем каждое музыкальное произведение в исполнении «Хора Турецкого», кроме багажа собственных ассоциаций, имеет новые оттенки звучания и превращается в оригинальную вокальную версию. Так, знаменитая «Звезда по имени Солнце», исполненная самым низким мужским голосом хора – басом-профундо Евгения Кульмиса, – на мой взгляд, приобрела силу набата. А песенка бандитов из мультфильма про капитана Врунгеля («Мы бандито-гангстерито...»), наоборот, вернулась к своему первоисточнику и оказалась свадебной испанской песней. «Черного ворона», названного маэстро «русской антикризисной песней», зал подхватил хором. Честно говоря, не петь в этом зале было невозможно: энергетика артистов была настолько сильной, что самый стеснительный человек расслаблялся и готов был не то что петь – даже в пляс пуститься! И пример показали сами солисты: на сцене были мужские танго и канкан с элементами балета.
Они дарили нам радость и делали это с удовольствием. «Радость должна стать философией жизни!» – произнес в финале почти трехчасового концерта Михаил Турецкий. Армия музыковедов бьется над объяснением феномена мировой популярности «Хора Турецкого», а отгадка-то вот она – высочайший профессионализм вкупе с тонким вкусом и неизменным удовольствием от своей деятельности.