Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Болтун – это человек, который истосковался по трибуне. Для него дело не в людях и их проблемах, болтуну интересен только он сам.
Алан Маршалл
Именно такая мысль напрашивалась после собрания, которое провел в минувший четверг депутат областного парламента Сергей Алексеевич Бренюк.
Мероприятие областной депутат посвятил «спасению «Ангарского трамвая». От чего электротранспорт предполагалось спасать – не ясно. Ведь только за три дня до этого на предприятие был назначен новый директор. Но для депутата Заксобрания это, видимо, оказалось неважным. Создается впечатление, что много лет Сергей Алексеевич «кричит» о социальных проблемах, не предлагая решений. Так случилось и в этот раз.
В зале бывшего ПТУ-36 собрались в основном активисты местного отделения КПРФ и несколько работников «Ангарского трамвая». Здесь же толкался с десяток молодых людей странного обличья, о роли которых – чуть ниже.
Собрание началось с демонстрации фильма, повествующего об истории «Ангарского трамвая», а затем Бренюк перешел к пространному выступлению. Вспоминал былые успехи и масштабы, а потом заявил о том, что вроде как обладает некоей секретной информацией о планах закрытия трамвайного предприятия. Откуда взялась эта надуманная «угроза» – непонятно. Но ведь если нет повода, то его можно выдумать.
Сегодня администрация округа постепенно вытягивает предприятие из финансовой ямы, в которую оно провалилось стараниями чиновников предыдущих городских администраций. В непростой экономической ситуации сохранены рабочие места, все важные маршруты. В трамвае самая низкая стоимость проезда в общественном транспорте – 16 рублей (при себестоимости проезда 48 рублей). За счет роста собственных доходов предприятие стало меньше съедать денег из местного бюджета: за прошлый год неэффективное дотирование снижено на 30 миллионов рублей. Кроме того, удалось привлечь в кассу «Ангарского трамвая» доходов на 50 миллионов рублей.
На этом фоне заявления об угрозе закрытия предприятия выглядят странно, если не сказать – глупо.
Только эта работа депутату Бренюку, видимо, оказалась неинтересна. Он, похоже, истосковался по слушателям, и не важен повод – важно напомнить о себе.
Соловей на ветке слышит только свои трели. И трели лились. Через полчаса, узнав, что «все плохо», но не услышав никаких путей решения проблемы, часть пожилых слушателей потянулась к выходу. Из зала раздались первые выкрики: «У вас есть конкретные предложения? Зачем народ собирали?!»
На что оратор отреагировал бурно: «Всех, кто мешает нам, выведем из зала! Мы это можем!» Молодые люди привстали, демонстрируя готовность к действиям.
И тут Сергей Бренюк перешел к предложениям. Он с воодушевлением повторил то, о чем давно говорено-переговорено. Например, продублировал предложение шестилетней давности – обратиться к губернатору с просьбой пересмотреть тарифы на электроэнергию для муниципального предприятия, выполняющего социальный заказ.
Слушатели сдержанно загудели: интересно, а почему за шесть лет депутат Бренюк никак не мог обратиться к губернатору и решился на отчаянный поступок только сейчас? Ведь с 2010 года числится в депутатах – сначала районной Думы, а с 2013 года – областного Законодательного собрания. Времени для обращений у него было достаточно, но все чего-то выжидал…
На этот уместный вопрос Бренюку ответил выступивший на собрании помощник депутата Госдумы Алексея Красноштанова: «Вы людей собрали, а сами ничего конкретного для решения предложить не можете. Такое впечатление, что вы не решаете вопрос, у вас сейчас одна задача – самореклама, ведь на будущий год выборы в Законодательное собрание!»
Василина Шунова, начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО, пояснила слушателям, что никаких планов закрытия «Ангарского трамвая» никогда не было и нет. Мэр округа поставил администрации ясную задачу: сохранить «Ангарский трамвай». И без сожаления расстается с руководителями, которым эта задача не по силам. Рельсовые пути сокращать не собираются, отменять действующие маршруты – тоже. Есть положительные подвижки: в 2016 году благодаря установке электронных терминалов предприятие дополнительно получило 16,7 миллиона рублей. Прежде эта статья дохода за целый год составляла всего-навсего 300 тысяч рублей. Плюс ко всему на треть увеличена арендная плата за пользование контактными опорами, что добавило в бюджет «Ангарского трамвая» еще 4 миллиона рублей.
Одна из главных проблем, по словам Василины Витальевны, это поиск средств на ремонт путей и контактных сетей. Затраты неподъемны для городского бюджета: замена 100 метров пути стоит ДВА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ! А ремонта требуют целых 33 километра рельсов! Это 660 миллионов.
– «Ангарский трамвай» за счет своей выручки содержит контактную сеть и трамвайные пути общей протяженностью 77 километров, – сказала Шунова. – Как депутат Законодательного собрания, вы в течение четырех лет могли поставить вопрос о передаче хотя бы части этой тяжелой финансовой нагрузки на областной или федеральный уровень? Вот это было бы настоящей поддержкой «Ангарскому трамваю»!
Депутату Бренюку от этого предложения деваться было некуда. И потому он неуверенно добавил в копилку своих обещаний еще одно – помочь с рельсовым хозяйством.
Однако, как нам кажется, обольщаться сильно не стоит. Подобные обещания и прежде накануне очередных выборов звучали из уст коммунистов и их ангарского лидера: снизить тарифы ЖКХ, не допустить закрытия химзавода АЭХК, отменить платежи за капитальный ремонт...
По крайней мере, не очень заметно, чтобы хоть одно из вышеперечисленных обещаний было выполнено. Так стоит ли надеяться, что трамваям повезет?
Председатель общественной организации «Благо» Юлия Букрей напомнила о нерешенной проблеме проезда для тех, кто вынужден сопровождать инвалидов, и о лимите бесплатных поездок для льготников: «Сколько можно издеваться на людьми?! Вы будете что-то решать?» Депутат от прилюдного прямого ответа увильнул: «Я отвечу вам позже, письменно!»
Две пожилые женщины попытались спросить Бренюка о судьбе своих обращений по поводу работы дачных автобусов: «Мы вам лично обращения еще в июле отдали, прошло уже полгода, а вы до сих пор не ответили!». Секретарь Бренюка «изящно» оборвала не предусмотренный сценарием вопрос. Сказала, как отрезала: «Вы что, уши не мыли?! Сейчас разговор о трамвае!» В зале – возмущенный гул: «Вы как с людьми разговариваете?!»
Слово взял новый директор «Ангарского трамвая» Виктор Загерсон. Он был немногословен:
– Попрошу не нагонять жути. Готов встретиться и обсудить любые разумные предложения, если они есть. Я знаком с финансово-хозяйственной деятельностью, с экономическим положением предприятия. Готовых рецептов предложить не могу, моя задача – сохранить трудовой коллектив, сохранить трамвай для ангарчан. Необходимый опыт есть, поддержка администрации округа – тоже. Трамвай будет работать!
После этих слов слушатели один за одним стали уходить: дальше им было неинтересно. Ведь дальнейшая работа трамвая зависит от коллектива предприятия, а не от тех, кто неуклюже пытается играть роль спасителей. Оставшиеся в зале ангарчане все же решили дождаться подписания резолюции (а то ради чего, на самом деле, собрались?!) Она, к слову, была такой же странной, как само собрание, – вся состояла из туманных призывов: «сохранить, потребовать, разобраться». И не важно, что спасать пока некого. С первой минуты всем объяснили: администрация округа и коллектив предприятия трамвай погубить не дадут. Но кто бы их услышал... Когда мнение одно, ответы на вопросы очевидны. Так зачем тогда депутату на собрании вообще нужны были люди?!
• • •
Комментарий Сергея Шаркова, депутата Думы АГО, председателя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, предпринимательству:
– Трамвай городу необходим! Трамвай дает много плюсов: безопасность, экологичность, выделенная полоса движения, большая пассажировместимость вагонов. И если наши законодатели наконец-то увидели проблемы «Ангарского трамвая», то советую им эти проблемы решать профессионально и разумно.
Первое: законодателям регионального и федерального уровня необходимо озаботиться вопросом возможности передачи затрат на содержание рельсовых путей и контактной сети на уровень субъекта или федерации. А чтобы бюджетные деньги не развалились на разбитых рельсах, нужны продуманные финансовые предложения по восстановлению трамвайных путей.
Второе предложение касается острой необходимости создания федеральной или региональной программы по льготному субсидированию приобретения нового электротранспорта трамвайными управлениями. Сегодня есть федеральная программа, которая позволяет муниципалитетам приобретать автобусы фактически за треть стоимости, остальная сумма идет из федерального бюджета. И такая же поддержка нужна для развития трамвайных парков. Ведь современный трамвайный вагон стоит 24 миллиона рублей. Это цена восьми автобусов! Только при поддержке государства муниципалитеты без значительных затрат из городского бюджета получат возможность обновить трамвайный парк и привести в надлежащее состояние рельсовые пути. Муниципалитетам самостоятельно решить такие проблемы не по силам.
Решение важных вопросов сохранения и нормальной работы городского электротранспорта напрямую зависит от грамотной работы депутатов регионального уровня.
Чтобы бюджетные деньги не развалились на разбитых рельсах, нужны
продуманные предложения по восстановлению трамвайных путей. А то
получится как на этом фото, сделанном в городе Новосибирске.
Наталья Степанова