В самое настоящее расследование превратилась выставка одной картины в Ангарском городском музее. 21 февраля в выставочном зале на улице Глинки собрались воспитанники Ангарской станции юных техников и ребята из военно-патриотических отрядов «Пересвет» школ №15 и №38.
Для своих юных гостей в преддверии Дня защитника Отечества сотрудники музея подготовили рассказ о картине «Перед походом» ленинградского художника прошлого века Виктора Саморезова из собрания Ангарского городского музея, а педагоги СЮТ устроили выставку моделей гражданских и военных кораблей и подводных лодок.
Все модели созданы руками детей, каждая имела свой прототип среди реально существовавших судов. Мало того, все они – действующие, то есть могут погрузиться в воду, пройти заданное расстояние и быть извлеченными из воды в обозначенной точке, неоднократные победители соревнований разных уровней. В отличие от лодки, изображенной на холсте.
Как заявил руководитель судомодельного объединения СЮТ Валерий Данилов заведующей экспозиционным отделом музея Ольге Новокрещенных, подводной лодки, которую написал художник, в реальности никогда не существовало.
Почему на советском корабле вдруг появились конструкции, характерные для зарубежных судов? И как мог художник-маринист, полжизни писавший корабли, прошедший всю Великую Отечественную в береговой охране северного флота, а потом воевавший с Японией, допустить такую ошибку? Ответов на эти вопросы нет.
Как аргумент Ольга Иннокентьевна поместила в слайдовую презентацию другую картину мастера – «Моряки атомной подводной лодки. «Покорители Арктики», датированную 1962 годом (экспонируемая картина написана примерно в то же время). На ней, по словам Валерия Ивановича, изображено реальное судно.
Доводом в защиту художника стал рассказ Ольги Новокрещенных о дизель-электроходе «Россия», полученном по репарации от Германии (его Виктор Константинович тоже написал – в 1955 году), который перекрасили, переименовали и долгие годы использовали по назначению, удивляя советских пассажиров, непривычных к роскоши, европейским комфортом. Может, изображенная им неизвестная лодка относится к таким же бывшим «иностранцам»?
Кстати, картина «Перед походом» была принята московской дирекцией художественных выставок – и именно этой серьезной организацией передана в 1969 году в Ангарск, чтобы поддержать появившийся в новом городе в 1968-м музей. Выходит, ошибки не было? В те годы цензура действовала не только в отношении литературных произведений, работы художников отсматривались не менее строго.
Так ребята и не разгадали загадку, заданную ангарчанам художником Виктором Саморезовым. Пока не разгадали. Зато узнали, что встреча с таким искусством, как живопись, может нести в себе тайну.
Оксана Глебова