Уважаемая редакция! В сентябре прошлого года вы писали о том, что прокуратура Ангарска вынесла протест руководству ООО «ЖилКом» по поводу взимания платы за обслуживание общедомового прибора учета. А в январе мы получили платежки за квартиру, где снова указаны начисления за обслуживание ОДПУ. С квадратного метра по 0,92 копейки. С нашего дома получается почти 6600 рублей. У нас установлено три прибора учета. Получается, в месяц обслуживание одного обходится в 2200 рублей. Дороговато!
Виктор Иванович
Действительно, в сентябре прошлого года прокуратура города Ангарска рассматривала жалобу жильцов дома №17 в 7 микрорайоне. Жильцы посчитали неправомерным взимание без их согласия платы за услугу по обслуживанию общедомовых приборов учета.
Прокуратура тогда выяснила, что общих собраний жильцов по вопросу установления размера дополнительной платы за услугу по обслуживанию общедомовых приборов учета проведено не было. В то же время по требованиям жилищного и гражданского законодательства управляющая компания наделена правом только предлагать перечень необходимых услуг и их стоимость учитывая состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества. Тогда как непосредственно перечень и объем услуг и работ по содержанию общего имущества МКД и их стоимость определяются жильцами самостоятельно, на проводимых общих собраниях собственников квартир.
Для устранения нарушений прокуратурой Ангарска в адрес директора ООО «ЖилКом» был направлено представление. Против противоречащего закону приказа директора ООО «ЖилКом» о начислении платы за услугу по обслуживанию ОДПУ был вынесен протест. Жилищная компания его не исполнила? С этим вопросом мы позвонили в юридический отдел ООО «ЖилКом».
– Управляющая организация должна содержать все инженерное оборудование дома в исправном состоянии. Мы обслуживаем прибор учета, несем затраты, которые жители дома должны компенсировать, поэтому выставляем счета на оплату. Помимо этого общедомовой прибор учета входит в состав общедомового имущества, а значит, платить за его обслуживание должны жильцы, – ответили нам на другом конце провода.
А как же решение собрания собственников о размере платы за обслуживание ОДПУ? Где их согласие на предлагаемые управляющей компанией расценки? На это мы получили ответ, что если жильцы хотят увидеть свое (!) решение и протокол соответствующего собрания, то должны написать письменное заявление в ООО «ЖилКом». Заявление жильцы написали и теперь ждут на него ответа. А пока изучают «Калькуляцию на услуги по обслуживанию узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя и снятия показания дистанционно».
Некоторые пункты расчета вызывают у людей недоумение. Например, временные затраты, чтобы дойти из управляющей компании до дома, где установлен прибор ОДПУ. В отдельные строки вынесен выезд на объект – 30 минут, получение ключей в диспетчерской – 5 минут, переход от диспетчерской до объекта – 15 минут (позвольте, но ведь калькуляцией уже было отведено полчаса, чтобы добраться до него!). Итого, чтобы добраться собственно до узла учета, специалист ООО «ЭСКом» (компании, которая обслуживает ОДПУ и находится в одном помещении с ООО «ЖилКом») тратит 50 минут! Еще 20 минут он тратит, чтобы дойти обратно до диспетчерской и сдать ключи. То есть 1 час 10 минут из четырех с половиной часов, которые ему нужны на обслуживание трех узлов учета, расположенных в доме. А ведь это время оплачивают жильцы!
Также в стоимость обслуживания входит «Расчет трудозатрат на работы по подготовке к ремонту и/или поверке ОДПУ». Проводится она раз в полгода, то есть один раз в 6 месяцев прибор готовят к ремонту или поверке. Если он в нем не нуждается (а поверка ОДПУ проводится вообще раз в три года!), то зачем нужны эти работы? Ведь в случае, если ремонт действительно потребуется, эти работы всегда можно включить в счет. К тому же в них снова включаются долговременные переходы из диспетчерской к объекту. Все сразу сделать нельзя? А ведь это еще 180 рублей 88 копеек каждый месяц. Мелочи? Но с почти двухсот домов, которые обслуживает «ЖилКом», получается неплохо.
Как все-таки быть с тем, что жильцы не давали своего согласия на включение этих расходов в тариф на ремонт и содержание жилья? Кому жаловаться? За ответом мы обратились в прокуратуру, которая уже вставала на защиту жильцов
– Прокуратура города в 2016 году проводила проверку по данному факту. В результате были приняты меры прокурорского реагирования. Во исполнение требований прокурора, указанных в представлении, ООО «ЖилКом» 8 сентября 2016 года было инициировано собрание собственников 17 дома в 7 микрорайоне по вопросу внесения платы за обслуживание ОДПУ в размер платы за содержание и ремонт жилья. Однако по причине отсутствия кворума решение не было принято. В силу Жилищного кодекса управляющая организация обязуется за плату выполнять услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе обслуживать ОДПУ. Поэтому прекратить обслуживание общедомовых приборов учета жилищной компанией не представляется возможным, так как это противоречит действующему законодательству. С другой стороны, включать данную плату в размер оплаты за содержание и ремонт жилья без решения собственников жилья незаконно. Поэтому собственникам МКД необходимо провести общее собрание и определить плату за ремонт и обслуживания ОДПУ путем включения в тариф – так как обязанность по содержанию общего имущества возлагается на собственников МКД. Исходя из вышесказанного, оснований для привлечения ООО «ЖилКом» к административной ответственности по статье 17.7 КoAП за неисполнение требования прокурора, указанных в предписании, в настоящее время не имеется, – ответила нам Анастасия Титова, помощник прокурора города Ангарска.
Нельзя не согласиться с законом, что обслуживание ОДПУ как общедомового имущества – это бремя, которое обязаны нести все жильцы. Но нельзя же с ними обращаться как с баранами, которые все сжуют и проглотят! Нужно как-то договариваться о цене, которая бы всех устроила: ведь жильцы и управляющие компании не враги, а работодатель и исполнитель. Не стоит об этом забывать.