В репертуаре народного театра «Чудак» ДК «Нефтехимик» восемь спектаклей по произведениям нашего земляка Александра Вампилова. Любовь к этому замечательному драматургу привил своим актерам еще Леонид Беспрозванный. Его верный ученик Александр Говорин, руководитель и режиссер театра, продолжает вампиловский культ – в хорошем смысле слова.
И это ему удается: театральная молодежь, игравшая 12 марта спектакль «Стечение обстоятельств» по ранним рассказам Александра Вампилова, явно наслаждалась происходящим на сцене. Впрочем, как и полный зал – большой театральный зал дворца, куда постановку перенесли по просьбам зрителей. Все желающие посмотреть спектакль в «Одиннадцатую комнату» просто не вмещались.
Как признался после спектакля режиссер, у этой небольшой по времени – всего час десять минут – театральной работы есть особая нотка. Она передает студенческий задор, максимализм, из которого еще не вырос автор, атмосферу конца 50-х – начала 60-х. Но главная изюминка спектакля в том, что актерам по 20-25 лет, они в том же возрасте, в котором он создавал свои рассказы. Какие-то из них больше похожи на журналистские очерки (было-было, Александр Валентинович!), но от этого не менее интересны. Другие сохранили наблюдения писателя или фрагменты его биографии.
– Рассказы Вампилова редко выходят на сцену, – заметил Александр Говорин, – публика знает этого прекрасного автора больше по пьесам. И театры чаще пользуется инсценировками, как это у нас произошло с «Успехом». Сегодня на сцене был рассказ «Успех», а не одноименная одноактная пьеса, которую мы играли до этого. А для постановки рассказа «Девичья память» мы воспользовались инсценировкой, которую сделал мой коллега Георгий Крюков, – с его разрешения, разумеется. Мало кто задумывается, что предтечей пяти блистательных пьес Александра Вампилова, известных во всем мире, были рассказы и очерки. В прозе накапливался материал для драматургии – как приносят воду в Байкал мелкие речушки.
Вампиловское «Стечение обстоятельств» уже случалось в театре 7 лет назад. Состав актеров с тех пор изменился, добавились песни, которые соединяют отдельные истории друг с другом и задают нужное настроение, включены новые эпизоды, некоторые сцены переработаны.
Прежними остались декорации художника-постановщика Вячеслава Прошина. Благодаря ему мы живо представляем вагон поезда, тамбур и перрон. На сцене есть даже кусок железнодорожного полотна, зрительно продлевающий убегающий вдаль рельсовый путь задника. Сам Слава признается, что очень любит этот спектакль из-за ощущения свежести, которое он дарит.
Возрождение постановки совпало с притоком в коллектив «молодой крови», причем большая часть новичков – юноши, думающие, талантливые, ищущие себя. Это они вдевятером в финале вышли в белых рубахах, как мечтали герои рассказа «Станция Тайшет», по удачной режиссерской задумке объединяющего все сюжеты. Это от них в зал устремлялась горячая волна оптимизма, молодости, уверенности, что все – вся жизнь – еще впереди!
В этой волне купались зрители, вспоминая свои молодые деньки, так скоро пролетевшие, вместе с актерами убегая от заката...
Вероника Серёгина