«Кошель золота», «Идут по земле Пилигримы...», «Нервные люди», «Ящерица», «Прошлым летом в Чулимске», «Антигона», «Перешагнуть порог», «Однорукий из Спокана» – эти и другие постановки ангарского театра «Факел» одновременно являются и названиями фотокартин Светланы Серебренниковой, персональная выставка работ которой открылась 16 марта в городском музее.
Светлану можно назвать штатным фотографом театра. Онa снимает все премьеры коллектива Александра Кононова, постоянные и выездные спектакли, бывает с «Факелом» на театральных фестивалях, снимает их выступления в Москве, Новосибирске, Бремене (Германия), Монако. Отдельно стоит цикл ее фоторабот с международного фестиваля на Ольхоне – каждый снимок наполнен энергией актерской игры и байкальской мощи. На ее фотографиях актеры живут и... умирают.
«Мне часто приходится работать и на репетициях, – рассказывает Светлана, – именно там часто появляются самые удачные кадры. И самые неудачные тоже. Отснятый материал потом непременно просматривает Александр Иванович – его режиссерский глаз сразу видит, кто из актеров погружен в роль, а кто вышел из нее. В этом случае говорят – умер. Это не всегда заметно из зрительного зала и из-за кулис, но беспристрастный объектив ловит актерские промахи. Ребята и сами с интересом потом разглядывают фотографии – увидеть себя, свою игру со стороны очень полезно для каждого актера». Фотоархив, созданный с помощью Светланы, – бесценный материал, повествующий не только об истории «Факела», но и работающий на будущее театра.
Светлана Серебренникова не профессиональный фотограф. По образованию она экономист. Работает в экономическом отделе местной телекомпании. Однако творчество всегда было и есть в ее жизни. В начале 90-х она пришла в театр как начинающая актриса, была задействована в нескольких постановках. И до сих пор исполняет эпизодические роли в спектаклях «Факела».
«Света хорошо чувствует природу театра, оттого и снимки у нее получаются наполненные смыслом и чувствами, – говорит Александр Кононов. – Каждая фотография из представленных на выставке – это вырванный из контекста спектакля момент кульминационного напряжения героев. Секунда в вечности жизни. Но как много она может рассказать!»
Далеко не каждый непрофессиональный театр имеет такого фотобиографа, увлеченного театральным искусством и преданного одному коллективу. Работы Светланы Серебренниковой высоко ценят и вдали от Ангарска – при обсуждениях итогов фестивалей именно ее фотографии служат наглядным подтверждением оценок, данных экспертами.
Конечно, 70 снимков, представленных в экспозиции «Театр в объективе», – это лишь малая часть лучших работ Светланы Серебренниковой. Автор сожалеет, что сюда не удалось включить кадры с Ольхона, фотосюжеты из зрительных залов, гримерок. Открывшаяся накануне Всемирного дня театра в музее на Глинки выставка – четвертая персоналка на счету у Светланы. И явно не последняя. Ведь у режиссера Александра Кононова множество творческих задумок. 24 марта «Факел» приглашает ангарчан в выставочный зал на представление «Театральная мозаика».