С 16 марта в Ангарске стартовала новая мера социальной поддержки – граждане льготных категорий могут бесплатно ездить на трамвае во второй половине месяца.
Честно говоря, вначале подобное предложение испугало обывателей – ну как могут 28 тысяч льготников влезть всего в 16 трамвайных вагонов? Давка же начнется. А трамваи и без того старенькие, под стать пассажирам. Этак развалятся совсем.
Да и кто будет компенсировать муниципальному предприятию «Ангарский трамвай» перевозку такого количества пассажиров бесплатно? Ведь раньше они, когда кончались 30 поездок по льготному проездному билету, платили по 16 рублей... По словам директора предприятия Виктора Загерсона, о какой-то компенсации из бюджета речи не идет. Льготники – это чисто социальный проект. Так сказать, «общественная нагрузка».
Так как же вывозит на своих трамваях эту нагрузку муниципальное предприятие? Это мы решили увидеть собственными глазами.
9.25 утра, вторник. Для льготников, большинство из которых пенсионеры, самое время, чтобы поехать в больницу или в крупные магазины. Заходим на остановке «Московская» в трамвай, идущий в сторону площади. В салоне есть свободные места. Вместе с нами заходит бабушка-льготница. Кондуктор пробивает «пустой» ЭСПБ, выдает бумажный билетик.
Интересуемся: «Много ли льготных пассажиров в течение дня?» Кондуктор отвечает, что много. А в вагоне их единицы, потому что мы едем не в ту сторону – в это время у пенсионеров «в фаворе» центральный рынок.
Как по мановению волшебной палочки, появляется встречный вагон, идущий в сторону рынка. Видим, что кондуктор права – он набит битком. Интересуемся: а куда еще массово ездят старики? Естественно, до «Аэрофлота» (оттуда можно дойти до «шанхайки», «Абсолюта» и других магазинов), в сторону «Феи», магазинов Усольского свинокомплекса. Ну и конечно, до поликлиник. Иногда льготников в вагоне нет вообще. А бывает, не протолкнуться.
Пересаживаемся в трамвай №6. Увы, вагон почти пуст. Где пассажиры? Не набрались. Потому как трамвай идет не по расписанию – он сломался в пути и продолжил движение тогда, когда починили...
Навстречу нам тоже идет «шестерка». На этот раз полная. Приглядываемся – пожилых лиц немало.
По рассказам кондукторов, с увеличением количества льготников действительно несколько упала выручка. Ведь раньше эти люди платили по 16 рублей. Зато существенно вырос пассажиропоток. Тем не менее толкучки, которой все так страшились, нет. Несмотря на то что людям дали возможность бесплатного проезда, они не спешат им воспользоваться.
Скорее всего, немалую роль в этом играет то, что трамвая гораздо труднее дождаться, чем автобуса. Ситуацию могло бы исправить четкое расписание движения (тем более что в городе работает всего 5 маршрутов, по которым ходят 16 вагонов). Однако руководство предприятия не спешит делать расписание доступным для всех.
Ради чистоты эксперимента проехались на трамвае еще и вечером. В 18.15 в вагоне №6 было многолюдно, но столпотворения не наблюдалось. Пожилых людей было мало. Все входящие расплачивались с кондуктором звонкой монетой.
Говорит ли это о том, что мера социальной поддержки пока не пользуется популярностью? Думаем, что нет. Во-первых, старики еще не привыкли к тому, что проезд по-настоящему бесплатный. Во-вторых, им порой сложно дождаться трамвая, не зная расписания – еще больше усугубляет ситуацию отсутствие у нас остановочных пунктов, где есть лавочки. В-третьих, кто-то боится, что в вагоне не будет места.
Так вот – в вагонах места есть. Проверено. И возят бесплатно. А если еще оборудуют остановки и опубликуют расписание движения – будет вообще замечательно. Мы через газету администрации АГО – собственнику МУП «Ангарский трамвай» – на это сейчас активно намекаем. Хотите оказать реальную соцподдержку? Сделайте людям еще один шажок навстречу!
•••
Когда верстался номер, стало известно: в Иркутске с 1 мая тоже введут электронные проездные билеты для льготников. Правда, они сразу будут безлимитными. 30 поездок, как и у нас, оплатит бюджет области, остальное – бюджет города Иркутска. Пользоваться своими ЭСПБ без ограничений иркутяне смогут в муниципальных автобусах, в троллейбусах и в трамваях.
У нас муниципальным транспортом является только трамвай. И он уже возит льготников без лимита. Только почему-то без компенсаций, за свой счет... Чем мы хуже иркутян, которые поддерживают свой муниципальный транспорт, не дают ему погибнуть?