Рубрика
Происшествия и криминал
Рынок электронных платежей постоянной растет, и вместе с этим, к сожалению, увеличивается число интернет-махинаций. Десятки людей ежедневно становятся жертвами сетевых аферистов, которые не сидят сложа руки, а изобретают все новые и новые способы отъема денег у доверчивых граждан. По статистике, наиболее частой причиной преступлений, связанных с использованием Интернета, становится банальная невнимательность пользователей либо недостаток знаний о правилах электронной безопасности. Итак, давайте вместе разберемся в том, какие бывают виды сетевого мошенничества, защищает ли закон тех, кто попался на удочку интернет-фишинга, и как сохранить свои финансы и свое спокойствие.
Интернет-рыбалка
Пожалуй, самым распространенным способом мошенничества в интернете является «интернет-рыбалка», то есть кража личных данных для последующего хищения средств с банковской карты или из интернет-кошелька. Причем «засветить» свою банковскую карту или ее банковские реквизиты вы можете совершенно случайно, даже не обратив на это внимания, а вот восстановить утраченные средства – крайне нелегко. Чаще всего для кражи паролей и секретной информации мошенники используют спам-рассылки, компьютерные вирусы и подставные сайты, поэтому главное – не пренебрегать ключевыми требованиями компьютерной безопасности: обновлять антивирусную базу, использовать защиту пароля. Однако, даже если вы регулярно следите за актуальностью баз данных, это не гарантирует вашей безопасности, поскольку мошенники уже научились извлекать выгоду из доверчивых пользователей, прикидываясь сотрудниками службы поддержки платежной системы, банка или просто притворяясь добросовестным покупателем товара в Интернете. Вот что говорит потерпевший на первоначальном допросе у следователя в кабинете: «Я продавал свой автомобиль представительского класса через сайт бесплатных объявлений и получил выгодное предложение от одного покупателя. Он сразу предложил мне хорошую сумму, объяснил, что хочет сделать подарок своей девушке и готов был перевести всю сумму мне на счет». По его словам, настойчивый покупатель требовал передать ему номер последних трех цифр карты, объясняя это тем, что иначе его банк не пропустит платеж. Стоит ли говорить, что все денежные средства, имеющиеся на карте продавца, были похищены.
Ни при каких обстоятельствах не нужно сообщать незнакомым людям никаких данных о своих картах, номерах счетов, а тем более о пин-кодах и кодов доступа к ним. Требовать эту информацию не имеют права даже сотрудники вашего банка, не говоря уже о подставных лицах и мошеннических сервисах. Если вы хотите продать какую-либо вещь в Интернете, а ваш покупатель живет в другом городе, то ему достаточно сообщить 16-значный номер карты, нанесенный на ее лицевой стороне, и договориться о порядке перевода оплаты. При этом о порядке перевода денег с карты на карту лучше всего проконсультироваться с сотрудниками банка по телефонам горячей линии.
Удар по кошельку
Сравнительно новым, но от этого не менее опасным видом мошенничества являются махинации с интернет-кошельками, и зачастую, как ни странно, недальновидные пользователи сами отправляют злоумышленникам личные данные и пароли.
Мошенники действуют по следующим схемам: покупка товаров, предоплата услуг, в том числе с предварительным перечислением 50% суммы, что может создать мнимую видимость неких гарантий.
Такой случай, например, произошел с водителем одного из охранных предприятий. Мужчина собирался купить айфон последней модели на одной из крупнейших интернет-площадок по размещению бесплатных объявлений и, связавшись с недобросовестным продавцом, потерял 34160 рублей.
Мошенник сразу вошел в доверие, предложил в интернет-переписке перейти на «ты», изображал бурную деятельность и готовность во всем услужить. А когда дело дошло до оплаты покупки, настоял на переводе денег с банковской карты. Доверчивый покупатель согласился на это странное предложение, и как только ему пришло сообщение с личными данными о регистрации, злоумышленник попросил продиктовать эти цифры, якобы необходимые дл службы доставки. «Вся сумма была у меня уже на счету, поэтому перевести деньги на свой кошелек ему не составило никакого труда», – сожалеет потерпевший.
Мошенникам удалось вывести средства со счета банковской карты мужчины до того, как он уведомил службу безопасности своего банка, и ему пришлось обращаться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Однако если в этой ситуации потерпевший сам передал пароли злоумышленнику, то бывают случаи, когда распознать мошенничество довольно трудно даже хорошо подкованному пользователю.
С таким случаем столкнулась жительница Ангарского городского округа, собиравшаяся продать через Интернет крупный рогатый скот.
«Покупатель с большим интересом отозвался на мое объявление и был готов приобрести животное по полной предоплате с отдельной оплатой доставки в другой город Иркутской области, – рассказывает женщина, – при этом главным условием покупателя был перевод средств именно через «Киви», на что я согласилась».
Как выяснилось позже, псевдопокупатель вскользь отметил, что при отправке перевода необходимо будет оплатить комиссию и даже выразил готовность заплатить больше, чтобы окупить доставку.
«Меня такая благотворительность, конечно, смутила, но я все-таки дала ему номер своего счета», – рассказывает женщина. В результате она получила странное сообщение о переводе через интернет-кошелек с требованием оплатить комиссию в 8% в течение трех часов, после чего вся сумма якобы поступит на ее счет. В принципе, этого было достаточно, чтобы распознать попытку мошенничества. На самом деле сумма, которую перечислила женщина на счет лжепокупателя, отобразилась на его интернет-кошельке.
Однако отличить такую уловку от настоящего перевода довольно трудно: оплаченная таким образом комиссия будет отображаться в системе платежей как добровольная операция, а несостоявшийся покупатель при этом пропадает навсегда, поскольку сам товар его вовсе не интересовал и покупать он на самом деле ничего не собирался.
Чтобы обеспечить безопасность своих денежных средств, настоятельно не рекомендуется переводить средства на счета незнакомых людей, избегать платежей в непроверенных интернет-магазинах и группах в социальных сетях, ни в коем случае не сообщать третьим лицам пароли, одноразовые коды и прочие личные данные и обязательно подключить услугу смс-извещений с уведомлениями о действиях со счетами, где хранятся ваши сбережения.
Если вы или ваши близкие стали жертвой интернет-мошенничества, следует незамедлительно обращаться в полицию. Кроме того, чрезвычайно важно как можно скорее проинформировать о факте кражи средств банк или платежную систему. Ведь если пользователь своевременно подаст заявление в службу безопасности банка или платежной системы, электронный кошелек (счет) может быть заблокирован, что помешает вывести деньги со счета злоумышленникам. А вот уже украденные со счетов деньги могут быть возвращены потерпевшему только по решению суда, для чего и необходимо обращаться в полицию, ведь это является официальным основанием для платежного сервиса начать внутреннее расследование.
Любопытно, что, по статистике, до вынесения судебного приговора доходят дела как на десятки тысяч рублей с несколькими обманутыми, так и по заявлению одного потерпевшего с ущербом в несколько тысяч, а значит, шанс вернуть утрачено почти всегда есть. Однако мошенничество гораздо проще предупредить, чем расследовать уже свершившийся факт и доказывать виновность аферистов.
Ольга Котик,
лейтенант юстиции, следователь СО-1 СУ УМВД России по АГО