Проблема профориентации школьника в современном мире актуальна для каждого родителя, переживающего за будущее своего ребенка. Чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, каждому человеку необходимо самоутвердиться в профессии, и первые шаги к этому нужно делать еще в школе. Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы помочь школьникам сделать правильный профессиональный выбор, 30 сентября за «круглым столом» обсуждали специалисты образования в рамках Ангарской ассоциации психологов.
Социальные педагоги и психологи школ города давно и успешно ведут работу по ориентированию учеников в сфере современных профессий на рынке труда. Одним из главных направлений в подготовке школьников к взрослой жизни является практика обучения в профильных классах. Конечно, в школе не научат определенной профессии, но узнать, кем является школьник – гуманитарием, технарем или естественником, такая организация школьного процесса поможет. За два года обучения в профильном классе ученик сможет определиться с будущим направлением в профессиональной деятельности, и в этом случае даже отрицательный результат – тоже результат. Ведь если ученик профильного класса МВД не продолжил обучение по специальности, это говорит о том, что он определился и ему неинтересна эта профессия.
Очень часто на выбор профессии сильно влияют мама или папа ребенка, поэтому беседы психологов и классные часы с родителями являются важной составляющей работы педагогов. Ведь многие абитуриенты поступают не туда, куда хотят сами, а туда, куда хотят их родители, или в ближайшее к дому учебное заведение. Такая странная и неправильная мотивация приводит к снижению качества образования, попросту говоря, диплом такого студента чаще всего будет пестреть «тройками». А это значит, что, скорее всего, работодатель выберет такого претендента на вакансию в последнюю очередь.
Чтобы избежать ситуации (характерной, кстати, для многих старшеклассников), когда выпускник школы считает, что ему будет рад любой работодатель и примет его на работу без особых проблем даже с одними «тройками», педагоги тесно сотрудничают с организациями Ангарска. Например, ученики гимназии №1 посещают хлебозавод, метеостанцию, пожарную часть, Центр занятости. Такая практика позволяет понять, что на рынке труда существует конкуренция и гораздо проще устроиться на престижную работу лучшему специалисту, а не середнячку. Кроме того, ученики, которые знакомы с очень узким кругом профессий, открывают для себя много новых специальностей.
С 1 января 2008 года школьникам Ангарска помогает определиться с выбором профессии профориентационноое тестирование. «Я ответила на ряд вопросов, направленных на выявление способностей и интересов человека, и таким образом смогла определиться с подходящими именно мне специальностями. И теперь я уже знаю, на что нужно обратить особое внимание при поступлении в вуз», – рассказывает ученица лицея №1 Настя Самойлова. Ежегодно тестирование проходит от 900 до 1000 юных ангарчан, что очень важно, ведь согласно статистике у 56 процентов школьников отсутствует профессиональный выбор, а 44 процента старшеклассников нуждаются в подробной информации по поводу той или иной профессии.
То, что бывший школьник стал студентом, не дает ему права расслабиться и не думать о выбранной профессии. Несмотря на то, что большинство из нас реализуется именно через профессиональную деятельность, многие студенты очень консервативно относятся к самосовершенствованию, наивно полагая, что полученный диплом уже есть ключ к дверям кабинетов всех начальников. «Нашим студентам и выпускникам ссузов и вузов не хватает гибкости, они не должны быть уверенными, что приобретенная профессия останется с ними на всю жизнь, – говорит методист, психолог Центра обеспечения развития образования Татьяна Поцелуйко. – Так бывает редко, ведь ситуация на рынке труда со временем меняется. Поэтому студент должен предвидеть свои перспективы, востребованность и постоянно изучать рынок труда».
Как бы там ни было, выбор профессии – один из самых важных в жизни каждого, ведь если человек находит себя, то он становится профессионалом, приносит пользу обществу и получает удовольствие от каждого рабочего дня.