Именно с таким заявлением пришел в редакцию давний друг нашей газеты – известный ангарский скульптор, ветеран войны Анатолий Осауленко. И мы поняли – несмотря на то что монумент первостроителям уже готов и совсем скоро отправится в дальний путь из Жуковского в Ангарск, споры по поводу этого памятника по-прежнему горят ярким пламенем, нередко выжигая саму суть увековечения труда первых строителей Ангарска.
«Вот мне многие говорят: чего, дескать, теперь-то уже кричать – памятник готов и скоро будет установлен. А я и сейчас, и тогда, когда только объявляли конкурс на проект, открыто говорил о недостатках этой идеи, – сказал нам Анатолий Кузьмич. – Следя в СМИ за продвижением проекта Евгения Ставского, не хочу делать вид, что не понимаю явных исторических и художественных ляпов этого памятника. Молчать об этом – значит быть сообщником всеобщей глупости и невежества».
Мы посчитали возможным напечатать мнение автора многих монументальных памятников Ангарска. Соглашаться с ним или нет – личное дело каждого. Но просим заметить, что его отношение – это мнение профессионала, пусть и далеко в возрасте, но имеющего четкое знание о монументальном искусстве. Вот его публицистическое высказывание:
«С самого начала меня возмущала скоротечность и небрежность проведения самого конкурса проекта. Если помните, эта история началась в декабре 2015 года. У меня сохранилась копия Постановления мэра города о проведении открытого конкурса на разработку эскизных проектов монументальной скульптуры «Памятник первостроителям». Онo былo подписанo 2 декабря, а уже через несколько дней состоялся сам конкурс! То есть потенциальным участникам давалось всего пять дней для обдумывания и представления своих идей. Да за это время сам Церетели не смог бы разродиться действительно хорошей идеей памятника! Но иркутянин Евгений Ставский смог… Я был на этом обсуждении проектов не только как автор эскизов, но и в качестве члена архитектурно-художественной секции при Градостроительном совете администрации. И тогда же я понял, что весь этот конкурс, формально названный открытым, был объявлен для одного-единственного готового проекта Ставского. Против иркутского коллеги лично ничего не имею против, говорил ему в лицо и скажу со страниц газеты, что его памятник губернатору Ножикову считаю исключительно сильной работой! Лучше и представить себе сложно! В этой скульптуре есть не только поразительное внешнее сходство с оригиналом, но и характер – автор передал внутреннюю силу Ножикова. Этакая цельность внешнего и внутреннего содержания. А памятник ангарским первостроителям – совсем другое дело. Почему? Да потому что нет ни продуманной сюжетной линии, ни цельности композиции. Посмотрите на знаменитые военные монументы столицы и Петербурга – там каждая деталь, каждый жест, каждая эмоция на лицах не является случайной. Все служит для выражения и усиления определенной идеи. Проект Ставского – это по сути набор случайных людей, не связанных друг с другом никаким образом. Это люди из разных эпох, с разными устремлениями. Они даже смотрят в разные стороны! Женщина с мастерком и голыми коленями так вообще лежит под ногами мужчин, не боясь, что они об нее запнутся. Что хотел автор сказать этим набором людей – лично мне не ясно!
Проект имеет много слабых мест. Одно из них – несоответствие костюмов героев исторической правде. Девушка должна носить рабочий комбинезон, а не фривольную юбку неприлично короткой длины. Мужчин скульптор тоже одел «не по уставу». Это вчерашние военные, служивые люди, а на них даже гимнастерки общепринятого образца не нашлось! Шинель превратилась в пальто. Надеюсь, что в Жуковском нашли возможность исправить эти «оплошности».
Еще хотел бы обратить внимание на отсутствие житейской логики в создании этого проекта. Крайний слева герой в левой руке держит сразу два предмета – увесистый теодолит и штыковую лопату. При этом основная, рабочая, рука у него свободна! Надо сказать, что его автор поставил в крайне неудобное положение. Попробуйте сами постоять в такой позе – и все станет понятно. А кто этот человек с автоматом за плечами? Конвоир? Мы тоже отнесли их к первостроителям и ставим в их честь памятники? Хочется верить, что он сторожит не стоящих (и лежащих) перед ним людей. А может, это только что вернувшийся с фронта человек, мечтающий построить в сибирской глуши город? В таком случае напрашивается вопрос: кто позволил ему демобилизоваться с оружием? Кстати, он припоздал со своими далеко идущими намерениями. Город-то уже здесь есть! Вон, девушка уже наработалась на строительстве дома и прилегла отдохнуть… В общем, какая-то фантасмагория, а не историческая правда.
И я знаю, почему это произошло. Проект изначально назвали народным (и действительно так должно быть), но отдавать его на откуп только общественности, а не профессиональным скульпторам, художникам, монументалистам было большой ошибкой. Жилые дома в городе тоже строятся исключительно для людей, но ведь никому в голову не придет спрашивать мнения прохожих об их конструкции и использованных материалах! Может, кому-то и из пенопласта дома нравятся, только они рухнут на следующий же день! Врач должен лечить, учитель учить, пожарный – бороться с огнем. А памятники придумывать и утверждать могут абсолютно все! Считаю это неправильным! Я бы назвал это по-другому, да уши читателей пожалею. Не надо коверкать историю, не надо раскрашивать все и вся по своему обывательскому разумению. Памятники должны быть не только красивыми и доступными по цене (что сейчас у нас имеет значение большее, чем их художественная ценность), а грамотными, сделанными профессионально. Только тогда они врастают в землю на долгие годы, не опасаясь смены власти и режима, и к ним ведет народная тропа».
Записала Вероника Тихонова