В Ангарске уже 21 год существует школа, в которой детей учат находить выходы из проблемных, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Происходит такое обучение ненавязчиво, абсолютно незаметно для учащихся. Зато после окончания школы умение решать возникающие на жизненном пути проблемы с максимальной пользой и минимальными потерями остается с выпускниками навсегда. О школе ТРИЗ, созданной на базе МОУ «СОШ №12», мы поговорили с координатором федеральной экспериментальной площадки заместителем директора по учебно-воспитательной работе Ольгой Игнатьевой.
– Ольга Васильевна, что такое ТРИЗ?
– Теория решения изобретательских задач. Она возникла в России в середине ХХ века. Ее автором является Генрих Альтшуллер. В основе – многолетний анализ изобретательства, творческой деятельности человечества, собственные наработки ученого. Теория позволяет совершать открытия, делать изобретения не по наитию, не по стечению обстоятельств, а благодаря определенному механизму, алгоритму мышления.
– Каким образом школа «встретилась» с этой теорией?
– Первое время ТРИЗ была исключительно инженерной и давала в производстве хороший практический результат. Задумываться над тем, чтобы внедрить ее в образование, стали только в конце 80-х годов. Так теория попала в школу. В Ангарск ТРИЗ пришла благодаря Геннадию Иванову. Он был одним из первых учеников Генриха Альтшуллера. Сначала он занимался по этой теории со своими детьми, пока они были маленькими, затем вышел с ней на городской уровень. На перестроечной волне конца 80-х годов, когда в образование внедрялись новые типы школ (гимназии, лицеи), возникла идея – создать в городе школу ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач должна была начинаться с первого класса и проходить через всю школьную программу.
– То есть ангарская школа №12 изначально задумывалась как школа ТРИЗ?
– Ее и открывали как школу ТРИЗ. Возглавила ее Альбина Игнатьева – первый и единственный директор МОУ «СОШ №12». Тогда со всего города собирали для нее парты, искали на всевозможных складах. Параллельно коллектив начал знакомиться с ТРИЗ. Кстати, у школы есть разрешение автора теории на ее использование в образовательных целях.
– Расскажите, как ТРИЗ взаимодействует с учебным процессом.
– Школа ТРИЗ сначала была начальной, затем расширялась, росла, к ней добавлялись классы и учебные параллели. На сегодняшний день ТРИЗ проходит через весь учебный процесс. Дети занимаются развитием творческого воображения (РТВ), без которого невозможно стать изобретателем, изучают общую теорию сильного мышления (ОТСМ), теорию развития творческой личности (ТРТЛ), основы и механизмы ТРИЗ и в конце концов приходят к идеальному конечному результату (ИКР). Но в виде отдельных учебных предметов изучаются лишь некоторые разделы ТРИЗ, основная масса знаний по теории и ее технологий вкладывается в преподавание общеобразовательных предметов. Как учитель истории и обществознания, могу привести пример преломления методик ТРИЗ в преподавании этих предметов. Дети в историческом контексте приобретают навыки поливариантного решения, видения проблем. С помощью ТРИЗ можно подать учебный материал по физике и биологии, по русскому языку и другим дисциплинам. В нашей школе детей стараются подводить к открытиям: сделанные самостоятельно, они обычно не забываются.
– Школе 21 год. Замечают ли выпускники в своей жизни результаты освоения ТРИЗ?
– Самым старшим нашим выпускникам еще нет тридцати, они только начинают устраиваться в жизни. Но уже сейчас они достаточно успешны, как правило, состоятельны. Все без исключения отмечают, что ТРИЗ им помогает. Им привит вкус к добыванию знаний (кстати, многие из них учатся в аспирантуре), вкус к интеллектуальной работе. Всех выпускников характеризуют нестандартный подход к решению проблем, творческая активность. Им легче идти по жизни среди угнетающих обычного человека бытовых неурядиц и личных проблем. Кстати, практически у всех наших бывших учеников счастливая личная, семейная жизнь.
– А на себе вы ощущаете благотворное влияние ТРИЗ?
– Когда навык закрепляется, методика разрешения противоречий доведена до автоматизма, ее проявления трудно заметить. Но, безусловно, владение ТРИЗ делает жизнь легче, удобнее. Это очень востребовано в динамично развивающемся современном мире.
В последней декаде сентября на базе ИрГТУ проводилась I международная конференция с элементами научной школы для молодежи «Международный университет изобретателя – обучение навыкам изобретательской и рационализаторской деятельности», где говорилось о необходимости найти способы внедрения ТРИЗ в образование. Ангарск на этой конференции представляла МОУ «СОШ №12» – едниственная в области школа ТРИЗ на базе образовательного учреждения.