Современные подростки становятся очень зависимыми от общения в социальных сетях. Однако какой отпечаток эта зависимость накладывает на их психику и поведение? Какую опасность таят такие игры, как, к примеру, «Синий кит», финальной целью которой является совершение самоубийства? Об этом мы беседуем с медицинским психологом ОГБУЗ «Ангарская ОПБ» Татьяной Бичевиной.
– Татьяна Геннадьевна, скоро лето. Школьники уйдут на длительные каникулы, и многие из них будут предоставлены сами себе. На что в этот период следует обратить внимание родителям?
– Раньше многие родители, бабушки и дедушки старались оградить детей от дурного влияния улицы. Сегодня наступили иные времена: теперь взрослые стали больше бояться Интернета, откуда потоком идут сомнительные предложения времяпрепровождения. Взрослые не имеют возможности контролировать, чем занят их подросток, пока находится один дома. А вдруг его неокрепшее сознание обрабатывает «Синий кит», «Тихий дом» или Ф-57? Так называемые кураторы этих сайтов внушают детям, что кругом одни враги, а жизнь скучна и неинтересна, из нее лучше уйти. Узнав об этом, мамы и папы теряют сон. В итоге начинается тотальный контроль за каждым шагом чада.
– Но ведь такой контроль может вызвать у подростка обратную реакцию, и он начнет делать всё назло.
– Действительно, в нашей жизни многие действия взрослых имеют две стороны. В данной ситуации под подозрение и усиленный контроль попадают практически все дети «опасного» возраста. У многих из них изымаются телефоны, им ограничивают доступ к компьютеру, все их дружеские связи подвергаются анализу. Некоторые родители преувеличивают даже косвенные признаки опасности. Однако то, что взрослые обратили свое внимание на детей, – бесспорно, положительный факт.
– Как, по-вашему, следует организовать контроль с пользой для подростка и избежав конфликтов, которые лишь усугубят проблему?
– Прежде всего взрослым нужно воздержаться от прямых обвинений, а также от агрессивной критики тех или иных увлечений подростка. Даже если мама или папа обнаружили в контактах сына (дочери) настораживающую информацию. Нужно настроить ребенка на доверительный лад. Поговорить как можно спокойнее о потенциальных опасностях, которые могут быть следствием подобного общения в Интернете. Можно постараться переключить его внимание на другие, неопасные, содержащие интересную и полезную информацию сайты.
– Татьяна Геннадьевна, как быть родителям, если их дочка в 10 лет была умницей, хорошо училась, не перечила взрослым, а к 13 годам вдруг стала раздражительной, упрямой и забросила учебу?
– Переход от детства к взрослости касается всех сторон развития подростка – физической, психической, интеллектуальной, нравственной, социальной. По всем направлениям происходит становление новых образований, появляются элементы взрослости на фоне психоэмоциональной нестабильности. Часто можно слышать такую фразу: «Был хорошим, послушным ребенком, а теперь грубит, никого не слушает».
– А как быть, если все доверительные беседы не приносят хорошего результата?
– Если отношения с ребенком складываются непросто и перерастают в затянувшийся конфликт, родители, конечно же, теряются. Очень важно не бояться признаться себе в том, что самостоятельно с возникшей проблемой они справиться уже не в силах. Главное – быть готовым меняться вместе с сыном (дочкой). Можно найти ответы на проблемные вопросы у мудрых и опытных друзей, родственников либо обратиться к специалистам-психологам. Очень хорошо влияют на улучшение отношений семейные выезды на природу, организованные в позитивном формате. В такие моменты можно как бы ненароком узнать о мечтах, планах и увлечениях подростка, а после подумать, как помочь ему.
– Вернемся к теме общения в социальных сетях, с которой мы начали нашу беседу. Люди паникуют по поводу групп смерти, и это не удивительно, ведь речь идет о жизни детей. Какая работа ведется в этом направлении?
– Действительно, на фоне эмоциональной нестабильности подростков легко вовлечь в разного рода сообщества и группы, в том числе и с негативным содержанием. Меры, конечно, принимаются, родители, педагоги, психологи предупреждены, на что нужно в первую очередь обращать внимание в поведении подростка. Но есть общие подходы, и есть конкретный ребенок, живущий в конкретной семье, где всё очень индивидуально и требует такой же индивидуально ориентированной помощи.
К кому родители в первую очередь обращаются с такой проблемой? К школьному или медицинскому психологу. Однако помощь окажется эффективной только в случае добровольного обращения родителей или подростка. Помогать без согласия законного представителя невозможно.
К тому же школа лишь вспомогательный элемент, а роль семьи в воспитании подростка всегда приоритетна. К сожалению, при любом видимом намеке на суицидальные намерения или связь с группами смерти модель поведения взрослых зачастую складывается из контроля (проверки соцсетей, переписок, мессенджеров), запретов и лишения гаджетов, ограничения контактов и передвижения. Часто ребенка лишают возможности выбирать, кто будет оказывать ему помощь, кому он выговорится о своей проблеме. Ему диктуют: «Пойдёшь к психологу и всё расскажешь». А еще устраивают допросы разные службы. Такой контроль зачастую теряет рамки здравого смысла. Подростка превращают в неразумное дитя, лишая его права на собственный голос, собственное пространство. Он еще больше уходит в себя, отгораживается. И все возвращается в исходную точку – к тому, что привело его к апатии, депрессивным переживаниям.
– Что могут и должны сделать взрослые?
– Прежде всего обучить своего ребенка основам информационной безопасности: научить правильно обращаться с собственными персональными данными, выставлять границы взаимодействия в Сети, определять манипуляции его сознанием и противодействовать им. Ведь порой многие действия в Интернете дети совершают очень открыто, публично. Поэтому, зная все стороны жизни, ими можно легко управлять. Взрослым обязательно нужно поощрять способность ребенка формулировать собственное мнение. Помните, что окончание детства и переход во взрослый мир связан с развитием в сознании у подростка критического мышления в рассудительной форме. Эта логика возникает как некая принудительная сила и требует на все важные для подростка вопросы однозначного ответа и оценки – «да» или «нет». К примеру, юноша считает: «Если Паша – мой лучший друг, то он во всем должен быть согласен со мной». Но если такого не происходит, то вчерашний друг может стать злейшим врагом. Подобные внутренние изменения наблюдаются не у всех, но происходят довольно часто.
В целом подростковая среда является объектом особого внимания не только родителей, педагогов, психологов, но и всего общества. Для родителей главное – всегда искренне интересоваться жизнью своего взрослеющего ребенка, а не становиться карающим и постоянно давящим органом («Нет, ты должен это сделать!» «Будет так, как мы сказали!»). Нужно помнить, что вы родные и самые близкие люди. На кого еще ребенку опереться в своем противоречивом, кризисном возрасте? Если вы заставите его отвернуться, то найдутся другие, которые тут же поведут его за собой. Вопрос – куда?..