Это место можно назвать по-разному: «отстойник», «полустанок», «казарма» или «зал ожидания». Здесь не действует успокаивающая сентенция: «Я мыслю, следовательно, существую». Здесь прислуга и реформатор, коммерсант и цареубийца находятся в равных условиях, самое общее из которых – «Подъем в 6, отбой в 10». Торжество справедливости выражается в талонах на сахар, мыло и табак. Здесь можно побыть совершенно одному в переполненном трамвае, увидеть по телевизионной трансляции собственные похороны и поговорить с современниками Пушкина и Наполеона, Ленина и Николая II.
В таких предлагаемых обстоятельствах оказались актеры народного театра «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» в премьерном спектакле «Страсти по Торчалову». Художник-постановщик Вячеслав Прошин оформил сцену соответствующе фантастическим образом. Эти гремящие металлическими дверями спальни-сейфы, трубы и трубки различных диаметров, прикрученная к полу кушетка…
Постановку по одноименной пьесе Никиты Воронова, созданной в 90-е годы прошлого века, но применимой буквально к любому периоду российской действительности, ангарские зрители 14 мая смогли посмотреть в третий раз. И – уверена – не в последний. Эта работа – из тех, к которым возвращаешься, которые хочется пересматривать. Почему? Попробуем разобраться.
Прежде всего – тема. Вернее, целый букет тем. Актуальных, популярных, тревожных. Внешне – попытка ответить на вопрос: «Что ожидает нас после так называемой смерти?» А внутри – набор социальных, политических, моральных проблем. Неудивительно, что актеры театра после читки загорелись желанием поставить «Страсти по Торчалову».
Пьеса заставляет размышлять, примерять на себя, копаться в собственном прошлом. «Ты думаешь, ад – это когда тебя в котле варят? Ад – это когда ты в себе варишься. Страшно вычерпывать!» – говорит «новенькому» Торчалову (Владимир Путято) «старожил» Кушкин-старший (Сергей Метелкин). А вдруг любовь действительно не оправдывает всего? А если ты был послан на землю только для того, чтобы «придавить сволочь»? «Сказано: не суди! Вы же не знаете, где голова, где ноги», – наставляет своих подопечных Римка (Наталья Андриенко). А может быть, и правда «ничего не кончается, все только начинается»?
Каждый из героев, застрявших на «полустанке», вспоминая свой «главный грех», проходит эволюцию: Торчалов теряет «корону» и учится молиться за врага, Кушкин избавляется от извечного своего страха перед начальством, Лизавета (Татьяна Шляпнева), виновница московского пожара 1812 года, начинает верить в любовь, и даже идеолог советской власти Сашка (Сергей Дмитриев) перед выходом на «третий круг» становится смирнее.
Преображение ожидает и зрителей. Из «одиннадцатой комнаты» они выходят другими. Неудивительно, что, несмотря на начало садово-огородного сезона, свободное место в зрительном зале найти трудно.
– Задача театра – не ставить пьесы, а ставить вопросы, – говорит режиссер театра Александр Говорин, – здесь есть о чем подумать, и это хорошо. Если зрители начинают размышлять, значит, мы на правильном пути.
По мнению Александра Анатольевича, спектакль дает ответы на разные вопросы, для каждого – на свои. И вместо того чтобы узнать, что ждет нас после смерти, мы получаем гораздо более важный ответ – как жить. Главное, что вынес из этой работы сам режиссер, – уверенность в том, что мы живы, пока заботимся о других.
Что «Страсти по Торчалову» подскажут вам? Этим спектаклем театр «Чудак» закрывает свой 63-й сезон 29 мая, в 18.30.
Вероника Серёгина