В Ангарске есть детсад для особых детей
Наталья Пензина позвонила в газету с просьбой написать о замечательном детском садике, куда ходит ее внук. Казалось бы, что в этом оригинального? Тем более что сейчас конец учебного года, многие детсадовцы в школу выпускаются…
Но нет. Благодарность бабушки не касалась выпускных (до них мальчику еще далеко). А рассказать Наталья Александровна хотела о работниках детского сада, в котором ее ребенка буквально научили жить.
Роли для каждого
Садик №9 под названием «Бельчонок» в нашем городе знают многие. На эмблеме у него ловкий зверек, а в группах, пожалуй, самые неловкие малыши в городе: детки с нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Многие, поступая в сад, ходить не умеют. А кто-то даже и не разговаривает. И вот задача воспитателей и других работников этого садика – чудесным образом развить в этих малышах ловкость, общительность и боевой характер, который поможет им в дальнейшей учебе и жизни.
В группе №4, куда ходит внук Натальи Александровны, 14 ребятишек. На них приходится два воспитателя и две няни (в отличие от простых садиков это необходимо). А еще с ребятами работают дефектолог, логопед, инструктор ЛФК, массажист, музыкальный руководитель... Можно сказать, на каждого ребенка по специалисту! Зато результат налицо. К средней группе многие детки начали хорошо говорить, сами себя обслуживают, активно играют. Малыши наперебой подходят знакомиться и рассказывают, какие занятия им нравятся больше всего.
«Люблю лепить!» «А я играть!» «А я зарядку люблю!»… А вот Захар тихонько сидит за столом и собирает сложный не по возрасту конструктор «Лего» из небольших деталей. У мальчика ДЦП, но его ум и усидчивость творят чудеса. Еще одна малышка с ДЦП в группе – Юлечка. Девочка – настоящее чудо. Со своими ходунками встает впереди всех, строясь на спортивный праздник, сама ловко одевается и застегивает большие ортопедические ботинки с кучей завязочек и липучек, с которыми и взрослому-то справиться непросто. Воспитатель рассказывает, что Юля – звездочка на всех утренниках. Стихи рассказывает – заслушаешься. Только вот плясать со всеми не может...
А вообще, как говорит заместитель заведующего Татьяна Михалева, здесь каждому ребенку стараются дать роль на любом празднике. «Многие родители, – говорит Татьяна Анатольевна, – к нам приходят из обычных садов и удивляются: «Неужели нашему ребенку можно на праздник? А мы всем мешать не будем?» Конечно, не будете. Кто любит попрыгать – тому костюм лягушки или мышки-норушки. Кто может выучить роль – тому «зеленая улица» в главные герои. Ну а тот, кто пока не говорит и не ходит, может, к примеру, куклу сыграть, сидя на кубике-«витрине». И знаете, сколько счастья?!»
В обычных садах инклюзивное образование (совместное обучение детей-инвалидов и физически здоровых детей – авт.) только зарождается. И потому, к сожалению, такие вопросы от родителей еще продолжают поступать. Хотя, по мнению сотрудников Министерства образования (да и по закону), уже сейчас ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен быть наравне со здоровыми сверстниками занят в любых детсадовских делах. Но все же порой воспитателю в обычном саду проще оставить проблемного малыша (не только с ДЦП, но и с нарушениями нервной системы, задержкой развития, эпилепсией) в группе, чтобы хорошо провести мероприятие для других деток. В детском саду №9 подобное исключено.
Помощники никогда не опускают руки
В этом году в «Бельчонке», по словам заведующей Марины Носоченко, 84 ребенка. Все они попали сюда по решению медицинской комиссии. У 32 малышей уже установлена инвалидность детства (24 ребенка имеют диагноз ДЦП). Остальные детки еще имеют шанс выправить свое физическое состояние и считаться в будущем здоровыми людьми. Так что на настоящий момент их судьба в руках специалистов и родителей. Причем в числе специалистов – буквально все работники сада. Как говорит Марина Васильевна, сейчас родители начали понимать, что больной ребенок – это вовсе не беспомощная кукла, которую надо только кормить с ложки и одевать, а человек, который должен в этой жизни учиться делать как можно больше самостоятельно.
Еще несколько лет назад в садик (не в ясли! – авт.) поступали дети, которые не умели жевать. Мамы оправдывались: «Ну у него же ДЦП, он два часа будет жевать. Или вообще, не дай бог, подавится... Вот и кормили из бутылочки...» Трехлетнего, а то и четырехлетнего ребенка! В садике всех тут же переводили на ложку. А еще научили одеваться и умываться.
Огромная заслуга в этой работе, конечно, младших воспитателей. В отличие от своих коллег в обычных детских учреждениях они тут не помощницы в уборке и обслуживании стола, а настоящие палочки-выручалочки. Даже когда дети спят, младшему воспитателю нельзя отходить от их кроваток. Ведь, если случается приступ эпилепсии (а ребят с таким диагнозом здесь много), надо срочно оказывать первую помощь.
В тяжелых случаях няня и воспитатель вызывают «скорую». Но, как жалуется заведующая, в последнее время медики стали очень медленно приезжать. Недавно у одного ребенка был приступ – врачи ехали 40 минут! Хорошо, что персонал в садике опытный, знает, чем помочь.
Непростая здесь работа и у поваров. Ну вот чем повар занят в обычном детском саду? Варит борщи да компоты кастрюлями. Вкусные, домашние. Но в большом количестве и для всех. А тут большинству нужно одно, а некоторым детям – совсем другое. Не так давно, рассказывает Марина Васильевна, был в садике малыш с фенилкетонурией – обменным заболеванием, при котором противопоказана большая часть продуктов. Едят такие больные всю жизнь специальную пищу. А из овощей – только тыквы да кабачки.
Так вот эти кабачки на весь год мальчишке собирали работники детского сада, родители, просто добрые люди. Весь холодильник на пищеблоке был забит резаными и замороженными кабачками. Но ничего! Выкормили мальчишку. А сейчас сюда ходит мальчик, которому из-за болезни можно есть только каши, проваренные не меньше 50 минут. Часть детей имеет непереносимость молока и продуктов из него... И все требования повара здесь выполняют.
У других сотрудников тоже нелегкий труд. Так, воспитателю приходится и занятия проводить, и одновременно смотреть за детками, у которых проблемы в поведении. Самые «тяжелые» ребятишки – с аутизмом. Один ребенок, например, может по каким-то своим, одному ему известным причинам полтора часа безостановочно кричать. Понятно, что остальным детям в группе от этого некомфортно. Поэтому воспитателю надо и за ним присматривать (конечно, по возможности уведя его в другое помещение) и другими детьми заниматься. На помощь приходит дефектолог, другие специалисты… И ситуация нормализуется. Кстати, порой вообще ребенок выходит из аутичного состояния, если его просто обнять. Заведующая говорит, это проверено десятилетиями практики. Так что родителям деток с нервными нарушениями есть о чем задуматься.
В большие люди
Мы понимаем, что главная цель – подготовить ребятишек к школе. Так же думают и родители. Но удается ли ценой больших усилий все-таки добиться результата?
Марина Носоченко рассказывает, что каждому родителю, который приводит ребенка в садик, она говорит: «Чудес не обещаем. У каждого разные возможности, физические способности. Но все, что можем, сделаем». В цифрах это следующие показатели: из 40 детей, выпустившихся в прошлом году, 20 показали абсолютную норму развития и пошли в обычные классы обычных школ. У 17 детей сохранилась задержка развития. Они тоже пошли в школу, но в классы, где эту задержку будут выравнивать. Трое ребятишек с серьезными проблемами пошли в специализированную школу. Из них один ребенок был с синдромом Дауна. «Даунят», кстати, здесь уже давно и эффективно обучают. И эти детки, которых раньше в школу не брали, после садика идут и спокойно учатся по специальной программе.
Выпускникам сада с ДЦП предлагают обучение как в специализированных классах школы №6, так и в обычных классах этого же учебного заведения. Мало того, другие школы в городе стали участниками программы «Доступная среда» и тоже берут детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одним из первых внедрил программу по обучению таких ребят лицей №2). Так что перспективы есть.
Из своих выпусников Татьяна Михалева и Марина Носоченко вспоминают нескольких золотых и серебряных медалистов (!), ангарскую звездочку – танцовщицу с ДЦП Веру Кращук, известного певца Виталия Сухова, ученицу школы №6 Настю Кузьмину и многих других.
Но самыми трогательными кажутся случаи преодоления тяжелейшего недуга, когда дети по-настоящему возвращаются в жизнь. Не так давно из садика выпустилась девочка с тяжелым ДЦП, у которой не было речи. И тем не менее ребенок показал нормальный интеллект. Сейчас она учится в школе «внемую». Задания выполняет, всё хорошо.
А еще был ребенок, у которого полностью не работали обе руки. И родители приобрели клавиатуру со специальной кнопкой, которую ученик нажимал... носом.
Если есть желание учиться и жить полноценной жизнью – любые способы хороши. И дело садика со школой – поддержать ребенка и его родителей. Правда, как говорит Марина Васильевна, без участия и усилий со стороны семьи ничего не будет. За ребенка, даже за здорового, надо бороться. А уж за больного – во сто крат сильнее.
Кстати, пятилетний внук Натальи Пензиной, которая обратилась в газету с благодарностью, тоже сделал свои первые шаги – мальчик начал общаться и заговорил. Это ли не чудо, за которое на весь город бабушка хочет сказать детскому саду спасибо?!