Прогресс топает вперед семимильными шагами. Если бы в 2000 году кому-то из нас сказали, что едва появившиеся сотовые телефоны уже через 10 лет станут и полноценными компьютерами, и фотоаппаратами, и видеокамерами, и книгами, и средствами для общения в разных соцсетях, вряд ли бы кто поверил. А вот два года назад, когда в двух ангарских школах – №14 и №24 – открылись первые планшетные классы, уже никто не сомневался в том, что за ними будущее.
Тогда это был настоящий прорыв: зачем первоклассникам таскать на себе тяжелые рюкзаки с учебниками, когда все можно вместить в один планшет с интерактивными приложениями? Честно скажу – у автора этого текста субъективное мнение: лет через 5 или 10 в школах так и будет. Планшет и тетрадки. А из бумажных книг – разве что букварь. Но вот пока говорить о том, что надо внедрять программу планшетного обучения во всех школах, очевидно, рано. Хотя бы потому, что человеческий фактор, увы, никто не отменял. И компьютерный интеллект заменить педагога и родителей не в силах.
Елена Горошинская обратилась в редакцию с жалобой на планшетный класс школы №24, где учится ее ребенок. По словам женщины, за два года, пока ее дочь учится на планшете, техника неоднократно ломалась. И сейчас находится в нерабочем состоянии. Срок гарантии давно вышел. Ремонтировать планшет надо за свой счет, а это очень дорого.
Стоит пояснить – когда детей записывали в планшетный класс, то на покупку устройства родители сдали 16500 рублей. Плюс деньги на рабочие тетради – 3000 рублей. Согласитесь, это очень недешево. Но директор школы Александр Чикишев и классный руководитель Оксана Фоменко сказали, что планшет будет служить до 11 класса. И бумажные учебники покупать не придется. Так что, можно сказать, это единственные траты за весь школьный курс.
Родители, говорит Елена Горошинская, поверили. Хотя, наверное, не все. Вы можете поверить в то, что ребенок-первоклассник хотя бы год будет пользоваться планшетом и ни разу его не сломает?! А 11 лет? Вот-вот.
Чуда не случилось. Первым делом дети вдавили кнопки «Пуск». А потом поехали-понеслись поломки за поломками. Особенно, по словам Елены Горошинской, не повезло ее дочери. Поломка – ремонт, поломка – ремонт. В итоге планшет вообще перестал включаться. Учитывая то, что гарантия закончилась, женщина заказала независимую экспертизу, по результатам которой выяснилось, что сломалась системная плата. При этом стоимость замены достаточно велика (по словам Елены Горошинской, около 8 тысяч рублей). Заменить ее за свой счет женщина не в силах. А фирма «Форус», где были приобретены планшеты, по истечении года гарантии работы по ремонту бесплатно проводить отказывается.
Родители, судя по письму, представленному в редакцию, мириться с таким положением дел не хотят. 16 из 26 родителей планшетного класса написали обращение в управление образования с требованием к фирме «Форус» либо заменить планшеты на качественные, либо вернуть каждому 16500 рублей.
Начальник управления образования администрации АГО Лариса Лысак, в свою очередь, официально ответила, что возврат денег либо ремонт устройств не входит в компетенцию управления. Аналогичный ответ дал и директор школы №24 Александр Чикишев. По его словам, планшет является собственностью родителей ребенка. У них есть чек, подтверждающий покупку в фирме «Форус». И потому, согласно закону, все отношения между фирмой и родителями должны решаться в суде. Школа ни при чем. Как рассказал директор, в обязанность образовательного учреждения входит только обеспечение учебниками (в данном случае электронными) и педагогом. Однако на электронные учебники Елена Горошинская тоже жалуется. Если в первом классе они были по-настоящему интерактивными (буквы звучали, глобус на экране планшета крутился и т.д.), то уже во втором классе учебник в планшете стал выглядеть как обычная бумажная страница. Так в чем смысл электронного устройства, если можно просто книжку почитать?
Александр Чикишев рассказывает – причина в том, что в первом классе дети учились по программе «Школа 2100». А во втором эту программу в Министерстве образования РФ не утвердили. И пришлось переходить на «Перспективу», у которой просто нет интерактивных учебников. Если родители против электронных образовательных пособий – школа готова закупить простые. Собственно, заказ уже сделан. Да и на родительском собрании планшетного 3 «г» класса приняли решение в новом учебном году отказаться от планшетов. Можно сказать, эксперимент провалился. Но…
По словам Александра Чикишева, в нынешнем году школа снова набирает первый планшетный класс. Но в этот раз планшеты будут покупать сами родители, без всяких рекомендаций со стороны школы. Фирму-поставщика выберут на собрании. Может, так удастся приобрести более качественный товар?!
Кстати, по этому же пути пошли и родители планшетного класса в школе №14. По словам директора Любови Дубининой, 3 «а» класс успешно учится на своих планшетах (те, что были приобретены у фирмы «Форус», себя также не оправдали). Есть планшетный 2 «а» класс, набирается 1 «а» (уже подали заявления 18 родителей). Ребята с удовольствием занимаются по интерактивной программе «Школа России». Там в планшетах и глобус вертится, и птички поют, и буквы проговариваются. Все довольны.
Почему же в школе №24 проект не пошел? Похоже, человеческий фактор. И директор, и родители признают – 90% успеха зависит не от планшета и не от программы, а от учителя. И вот тут-то вышла беда. Обученный школой работать по специальной программе с планшетами педагог Оксана Фоменко отвела у детей только первый класс и уволилась. На смену ей пришла молодая учительница, выпускница педколледжа. Полгода педагог привыкала к планшетам, а дети – к педагогу. Потом ситуация вроде бы наладилась. Правда, по словам Елены Горошинской, молодую учительницу взяли только на период декретного отпуска другого педагога. Сейчас декретница, не обучавшаяся работать с планшетами, выходит. И вроде как опять на многострадальный 3 «г». Директор Александр Чикишев говорит, что насчет педагога еще ничего не решено. Да и какая теперь разница, кто будет вести уроки в планшетном классе, если родители отказались от планшетов?
Хочется верить, что у нынешних первоклассников школы №24 судьба сложится удачнее. И техника будет качественной, и педагог никуда не денется. Ведь идея обучения на планшетах на самом деле хорошая. Главное – всем мобилизоваться для общего дела. Опыт школы №14 показывает, что планшетные классы могут работать на радость детям и родителям. Значит, и школе №24 сдаваться не стоит.