Если судить по ангарским дворам, где вечером ни проехать ни пройти из-за поставленных на ночь автомобилей, четырехколесный конь давно перестал быть предметом роскоши. И немалая часть горожан уже давно не знает, сколько стоит проезд в городском транспорте.
При этом покупка новой машины в автосалоне не всем по карману. Зато рынок подержанных автомобилей поражает выбором. И тут важно не только найти «знающего» человека, который может проверить техническое состояние машины, чтобы потом не тратиться дополнительно на ремонт, но и не «влететь» с оформлением покупки в ГИБДД. Иначе потом требовать возврата денег с продавца придется уже в суде. И отнюдь не со стопроцентными шансами на успех.
Такие иски периодически рассматриваются в Ангарском городском суде. Один из последних – о расторжении договора купли-продажи. Ангарчанин А. купил у К. автомобиль «Субару-Импреза» 2008 года выпуска. Заплатил за него 490 тысяч рублей. Заключил договор, передал деньги и в тот же день, довольный, поехал ставить на учет в ГИБДД.
Как водится, загнал машину для сверки, а там как обухом по голове: подделана идентификационная маркировка. Экспертиза показала, что часть идентификационного номера была вырезана, а взамен приварена другая. После всего этого регистрация автомобиля в Госавтоинспекции и его постановка на учет оказалась невозможна. У А. тут же забрали автомобиль, свидетельство о госрегистрации, ПТС и ключи. Оказался он и без почти полумиллиона денег (в том числе уже оплаченных за страховку), и без авто. Хоть волком вой!
Помыкавшись месяц, А. отправил продавцу претензию, ведь в договоре купли-продажи один из пунктов касается отсутствия обременений (автомобиль никому не продан, не заложен, под арестом не находится, а главное – не имеет регистрационных ограничений). Но ни ответа ни привета не получил.
Пришлось идти в суд и требовать взыскать деньги: 490 тысяч рублей стоимость самого авто, 7108 рублей проценты за пользование чужими денежными средствами и убытки в виде уплаченной страховой премии в размере 16 661 рубль.
В судебное заседание ответчик не явился. В итоге суд встал на сторону истца, постановив взыскать с К. в общей сложности 506 661 рубль.
К счастью, описанный выше случай, когда решить проблему иным способом, кроме возврата машины прежнему владельцу, практически невозможно, встречается не так часто. А вот ограничения на регистрацию за долги разным ведомствам накладываются нередко.
Пути решения этих проблем практически одинаковы. Еще до покупки на официальном сайте ГИБДД можно узнать полезную информацию об авто: было ли оно в угоне или ДТП, есть ли неоплаченные штрафы и наложены ли на него ограничения. К сожалению, большие сложности возникают с получением информации по автомобилям, которые находятся в залоге у банка.
Несмотря на все стенания продавца о размере подоходного налога, рекомендуется прописывать в договоре именно ту сумму, за которую был куплен автомобиль. Потому что в случае спора в суде вы сможете вернуть только ее.
Не отдавайте деньги до тех пор, пока не пройдете процедуру регистрации в ГИБДД. Как бы ни торопился продавец, помните: в его интересах – как можно быстрее получить деньги, а в ваших – машину без дальнейших проблем, связанных с ее регистрацией.
Помните: лучше один раз подсуетиться во время покупки, чем потом месяцами бегать по разным инстанциям.