Эти ребята считают, что покупать джип для езды по городу так же глупо, как держать резвого скакуна в тесном стойле. Серьезная лошадка на колесах требует серьезного отношения к себе! Ей самое место там, где другие не проедут, где грязи по колено и склоны один другого круче. Если вы думаете так же, не сомневаемся – скоро и вас захватят увлекательные по силе человеческих эмоций и возможности четырехколесной техники соревнования по внедорожному ориентированию. Для тех, кто еще не в курсе, сообщаем: иркутский клуб «Протектор» для любителей экстремальной езды устраивает «бег с препятствиями» – трофи-рейды с оригинальными названиями «МайОFFка», «Распутинский камень», «Танк-трофи». Ну а в минувшие выходные «Протектор» собрал семьдесят водителей джипов на финал Кубка Восточной Сибири «ОриентирOFFка-2010». Среди тех, кто принял участие в этом зрелищном мероприятии, было немало ангарчан.
К слову сказать, организаторы приглашали на соревнования всех джиперов: и новичков-любителей, и профессионалов. Единственное условие – наличие внедорожника. Впрочем, без здорового спортивного азарта тоже было не обойтись. На зов «Протектора» собрались гонщики из Иркутска, Ангарска, Братска, Тулуна, Читы. После регистрации, технической комиссии и разделения экипажей по классам колонна из семи десятков машин двинулась к месту начала гонки – поселку Пионерск, что под Иркутском. Стартовали в 15.15. И все последующие сутки каждый из участников рейда жил только одной мыслью – «взять» очередную точку.
Что такое трофи-рейд? Помните детскую забаву «поиски клада»? Когда одна спрятанная записочка указывает на местонахождение другой, а последняя дает подсказку, где спрятан «клад». Внедорожное ориентирование отдаленно напоминает эту игру. Только записочками здесь служат таблички с номерами, расположенные в разных труднодоступных местах лесного массива, а участники движутся на джипах в их поисках по абсолютному бездорожью, ориентируясь по показаниям GPS-навигатора. Перед стартом каждый экипаж, состоящий из двух человек, получает топографическую карту с отметками (места, где находятся номерные таблички). Такие карты у джиперов называются легендами. Задача штурмана – правильно прочитать легенду и дать верное направление для движения своему пилоту (водителю). Здесь в отличие от автогонок скорость прохождения маршрута не так важна: необходимо успешно пройти все спецучастки, выполнить задания соревновательных этапов и уложиться в зачетное время.
«На первый взгляд, вся эта затея кажется ерундовой, – делится впечатлениями штурман ангарского экипажа под названием «Черный лайнер» Виталий. – Но стоит посмотреть на карту, как начинаешь осознавать сложность предстоящего пути. В некоторых местах маршрута дороги нет вообще никакой! Даже намека на нее! В условиях городского движения мы просто объезжаем неудобные места. А здесь выбора нет. Машина то идет к цели в гору под запредельным градусом, то ухает вниз, то вязнет в болоте, то движется по валунам. Мы идем хоть к черту на кулички, если знаем, что где-то впереди нас ждет табличка с номером. Сложность трассы зависит от класса автомобиля. Те, кто выступает в категории «экстрим», вообще творят чудеса. Едут пять-шесть километров по сумасшедшему бездорожью полдня, но берут точку!»
«Взять точку» означает не только найти очередную табличку с номером. Задача экипажа заключается в том, чтобы подъехать на машине как можно ближе к ней – так, чтобы суметь дотянуться одной рукой до таблички, а другой до своей машины. И вот в таком виде сфотографироваться. Это нужно для того, чтобы предъявить судьям соревнований доказательство прохождения маршрута.
«Многие срезаются на неудачных фотографиях. Не виден бортовой номер твоей машины на снимке – взятие точки не зачтено. Не касается рука таблички – тоже, – рассказывает пилот «Черного лайнера» Евгений. – Иной раз сделать нормальный снимок удается ценой невероятных усилий. Поваленные деревья не дают вплотную подъехать к табличке или она находится высоко над землей – такие чудеса акробатики приходится проявлять! Иной раз машину на лебедке поднимаешь ближе к табличке, чтобы рукой дотянуться! А ведь мы на своем джипе «Тoyota 4Runner» выступали в классе «стандарт»! Я наблюдал, как ребята из «экстрима» работали, – вот это жуть! Представьте, что табличка с номером находится посередине отвесной скалы. Чтобы до нее достать, надо сначала джип на лебедке к ней спустить, а потом и пилота, соединяющего собой машину и табличку. Штурман при этом только успевает фотоаппаратом щелкать!»
Подобные приемы называются штурмом точки. При прохождении маршрута участникам запрещается в прямом смысле слова прорубать себе дрогу – нельзя ломать и рубить деревья и кустарники, а при применении лебедки используемые деревья должны быть защищены специальными накладками. Зеленые рулят!
Гонки длятся ровно 24 часа, и за это время экипажи должны взять как можно больше точек. Те, кто сломался в пути, завяз в трясине и вынужден был воспользоваться услугами эвакуатора, предоставленного организатором рейда, безжалостно снимаются с трассы. Финишировали возле Одинска – отсюда до Пионерска по прямой километров двадцать, а экипажи накрутили на маршруте больше 200! Трудно, грязно, но весело! «Черный лайнер» пришел на финиш с десятым результатом. Сами ребята считают его неплохим. Говорят, что важнее почувствовать азарт гонки, взять «след», оказаться сообразительнее и удачливее соперников. Ощущения от трофи-рейда трудно передать словами. Сидишь в салоне внедорожника в шлеме, одной рукой держишь руль, другой – навигатор. А в глазах чертики пляшут!
Вот эти чертики, наверное, и «виноваты» в том, что взрослые серьезные дядьки так азартно играют в гоночки, так искренне рады грязи и трудностям на пути, так самозабвенно не жалеют ни денег, ни сил в погоне за заветными табличками в непроходимой лесной чащобе и с таким упоением мечтают о новом ралли по бездорожью! «ОриентирOFFка-2010» завершилась. Да здравствует весенняя «МайОFFка»!