Родители часто хотят видеть в будущем своего малыша успешным, умным и богатым. Они стараются дать ему знания и умения во всех мыслимых видах деятельности. И лишь в последнюю очередь задумываются о том вреде, который наносят такими нагрузками молодому организму.
Ассоциация «Здоровое поколение» работает в Ангарске уже 4 года, и руководит ею директор школы №23 Юлия Борисова. Именно эта женщина представляла наш город на областном съезде работников образования в секции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательной среде». Ее доклад затронул проблему, которая в системе образования стоит чуть ли не на последнем месте, – проблему здоровья школьника в условиях учебного процесса.
Современная школьная среда стрессогенная, и чем инновационнее школа, тем хуже в ней здоровье учеников, так как большие нагрузки подрывают детское здоровье. По сравнению с 2003 годом даже число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз. И в школе хорошие оценки ученикам достаются нередко за счет здоровья. Многие приходят в первый класс абсолютно здоровыми, а уже в третьем имеют хронические заболевания. Во многом причиной этого являются завышенные требования и ожидания родителей. Ведь когда папа настойчиво требует от своего сына только «пятерок», он не осознает, каким трудом его ребенку даются такие оценки.
Частичным решением проблемы могут стать здоровье-сберегающие уроки. Цель таких занятий – максимально комфортное восприятие информации. Это не только знания, но и психологический, физический комфорт ученика: постоянное проветривание помещения, соблюдение санитарных норм, физминутка в середине урока. «Важно понять, что, пока ребенку не станет комфортно, учитель не сможет дать ему знаний», – говорит Юлия Анатольевна.
Конечно, важную роль в сохранении здоровья ребенка играют родители, поэтому домашняя обстановка тоже имеет большое значение. «Очень удобно, когда ребенок весь вечер сидит за компьютером или у телевизора. Он не мешает родителям, и для многих это главное, – рассказывает Юлия Борисова. – Но нужно помнить о том, что первый воспитатель – это родитель, и не лениться совершенствоваться самим и помогать ребенку».
Юлия Анатольевна считает, что, кроме педагогов и родителей, нужна «третья сторона», которой очень не хватает, – это новая модель школьного врача. Главной функцией врача в школе должна стать профилактика: он должен помогать предупреждать заболевания, а не лечить их. «Врачи должны отслеживать здоровье школьников в учебном процессе, проводить с ними беседы, разрабатывать планы по улучшению показателей здоровья. Если собрать все аспекты этого вопроса воедино, мы сможем вырастить здоровое поколение», – уверяет Юлия Анатольевна.