В 2012 году наш коллега Сергей Файзрахманов перебрался из родного города в столицу. Сегодня он никому не советует кардинально менять жизнь, когда тебе уже под полтинник. Хотя именно эти перемены дали Сергею толчок для развития его творческих способностей. В Москве он начал писать интересные сценарии к сериалам и популярным программам, транслируемым по центральным ТВ-каналам. А недавно Сергей Файзрахманов привез в Ангарск спектакль «Сейшельские острова» – эту комедию для взрослых он поставил по своей пьесе. Постановка с участием популярных актеров театра и кино прошла в ДК «Нефтехимик» с аншлагом. Возможность показать театральную работу появилась благодаря международному фестивалю «Сердце Байкала», который уже в четвертый раз проходил в городах нашего региона. «Сейшельские острова» проехали с гастрольным туром по Иркутской области, и везде дебютную работу нашего земляка ждал колоссальный успех.
– Сергей, большинству ангарчан, в том числе и мне, ты известен по работе на местном телевидении. Какие обстоятельства заставили тебя оставить насиженное место и рвануть покорять столицу?
– Начну с того, что по своему первому образованию я актер. Учился в Иркутском театральном училище с 1978 по 1981 год. Потом шесть лет служил в городских театрах Орла, Тулы и Твери, после чего на время вернулся в Ангарск. Мне была предоставлена возможность поработать два года художественным руководителем ДК «Энергетик». Я планировал продолжить обучение и поступил в Санкт-Петербургский гуманитарный университет. Окончив вуз, с дипломом режиссера драматического театра вернулся в Ангарск и сразу же был принят в штат телекомпании «АКТИС». Я уже был знаком с руководителем ТК Марией Алёхиной. Еще когда я работал в «Энергетике», по заказу «АКТИСА» мы делали юмористические передачи. Узнав, что я вернулся из Питера, Мария Александровна пригласила меня к себе на работу, и я, конечно же, согласился.
– То есть это оказалась та работа, о которой ты мечтал во время учебы в Санкт-Петербурге?
– Просто нужно было с чего-то начинать. Все как-то сложилось само собой, причем довольно удачно. На «АКТИСЕ» я был главным режиссером, затем директором редакции, которая тогда располагалась в помещении бывшего ателье «Белка» в 72 квартале. Хорошее это было время! Коллектив у нас подобрался замечательный, все ребята постоянно фонтанировали идеями, дневали-ночевали на работе. Я занимался разработкой и производством постановочных развлекательных программ, подбором и обучением персонала. Причем учебе уделялось очень большое внимание. Мы возили людей на специальные курсы в Нижний Новгород и Москву. Это помогало профессиональному росту сотрудников. Может быть, это нескромно прозвучит, но у нас тогда был один из сильнейших коллективов телевизионщиков во всей Иркутской области. Через некоторое время редакция переехала из 72 квартала на второй этаж ДК «Нефтехимик», а после – в 12 микрорайон, где находится и по сей день.
– Почему же ты оставил работу, которая тебе нравилась?
– Просто наступил момент, когда я потерял интерес к телевидению. Понял, что это дело молодых и своего рода конвейер, штамповка, мне же хотелось творчества в чистом виде. То есть я не видел для себя перспектив и именно по этой причине ушел в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. Там у меня появилась хорошая возможность реализовать себя в роли автора сценария и режиссера-постановщика при производстве документального кино. Одним словом, получил всё, к чему стремилась моя душа.
– Но ведь и это рабочее место не стало для тебя постоянным. Думаю, были на то серьезные причины...
– Раньше у нас во всех больших городах России были студии кинохроники, которые вели летопись страны. Но грянул кризис, государство прекратило финансирование студий, и большинство из них позакрывалось. В итоге целая армия опытных и талантливых кинематографистов оказалась на улице. В поисках работы все разбрелись кто куда, многие перешли на телевидение. Поскольку я уже там был и именно оттуда сбежал в документальное кино, возвращаться назад мне было совершенно неинтересно и бессмысленно.
– Тогда и пришла мысль о переезде в столицу? Трудно давалось решение?
– Если скажу «С легкостью!», значит, слукавлю. Просто я понимал, что профессия у меня специфическая и не слишком востребованная здесь. Можно сказать, жизнь сама меня выпнула в столицу, и это, наверное, судьба. Нужно было искать выход из сложившейся ситуации. Я знал, что в Москве больше возможностей для моей творческой реализации. Вначале я отправился туда один (на разведку), а когда всё более-менее устаканилось, перевез семью. Мы купили жилье не в самой столице, а в небольшом, очень комфортном для жизни подмосковном городке.
– Мегаполис заставляет перестраиваться на иной ритм. Кто помог тебе адаптироваться там?
– Первое время меня очень поддержали друзья, я безмерно благодарен им. Особенно Алексею Брынцеву и моему однокурснику по Иркутскому театральному училищу Александру Мохову. Его имя зрителям известно по многим фильмам и сериалам. Сегодня он заслуженный артист России, признанный режиссер театра и кино. В Москве я начал активно писать сценарии для сериалов и телепрограмм.
– Правда ли, что «Сейшельские острова» писались для телевидения?
– Да, поначалу это был один из сценариев, который оказался невостребованным. То есть я писал его под конкретного человека – имя и название популярной программы не могу назвать, так как давал подписку о неразглашении. Этот товарищ неожиданно ушел с канала, и труды мои зависли.
– Когда ты понял, что сюжет сценария может лечь в основу пьесы «Сейшельские острова»?
– На это потребовалось время. Писал я довольно долго, наверное, год. Догадывался, что пьеса получилась хорошая, но стопроцентной уверенности в этом не было. Ведь пока пьеса на бумаге – это полуфабрикат, она должна быть визуализирована в образах. Я начал рассылать ее понимающим людям, которые имеют отношение к драматургии. Разослал, по-моему, в 150 театров страны. Начали приходить отклики, все очень лестно отзывались. Народный артист России Сергей Никоненко признался: «Это лучшее, что я прочел за последние 10 лет в русской действительности!»
С этого момента я начал верить: да, получилось что-то стоящее, и мои труды не бесполезны. Пьеса вошла в шорт-лист международного конкурса драматургии «Литодрама». Это был мой драматургический дебют – и сразу так удачно!
– Комедийная история о незадачливом деревенском изобретателе, предложившем соседке построить посудомоечную машину на паровой тяге, взята из жизни?
– Конечно! Персонажи в спектакле имеют своих прототипов, многие узнаваемы.
– Сергей, ведь спектакль, который увидел ангарский зритель, был даже отрежиссирован тобой. Как удалось привлечь столько интересных актеров?
– Это вообще отдельная история. По разным причинам актерский состав менялся, возникали проблемы, в том числе финансовые. Иногда положение было просто аховое. Чтобы завершить постановку, я продал свою машину, вложил все накопления, привлек друзей. В конце концов все получилось. Творческий коллектив подобрался звездный: Мария Туманова, Сергей Баталов, Олег Акулич, Марина Яковлева, Оксана Сташенко.
– Я читала восторженный отзыв о спектакле, прошедшем в Череповце. Там тебя назвали столичным драматургом.
– Они не знали моих биографических подробностей. Решили: раз живу в Москве – значит, москвич! Это был первый театр, куда меня пригласили на премьеру. Режиссер череповецкого театра согласовывал со мной все детали. Пьесу я отдал им за символическую сумму. Когда увидел, что во время спектакля зрители смеются и плачут, а в конце аплодируют стоя, понял, что попал в болевые точки. Народ хорошо откликается на социальные и глубокие философские проблемы, которые я попытался описать в пьесе. Как таковых Сейшельских островов в ней, конечно же, нет, да и сам я в тех краях никогда не бывал. Одна из главных мыслей пьесы: не обязательно ехать за моря – хорошо там, где мы есть. Сегодня времена очень непростые, кризис ломает не только государство, но и людей. Зрители ждут от новых пьес импульса, надежды на то, что и в их жизни что-то может измениться к лучшему.
– Кому удалось показать свою режиссерскую работу до приезда в Ангарск?
– Сначала мы отыграли три спектакля: во Владимире, Ярославле и Костроме. Ангарск стал четвертым городом. Потом мы были в Усть-Куте, Киренске, Железногорске, Усть-Илимске, Байкальске и даже на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении. А завершили гастрольный тур в Иркутске, в Музыкальном театре имени Николая Загурского. Для меня самым волнительным был показ спектакля в Ангарске. В этом городе я родился, здесь у меня родные, одноклассники и друзья. В «Нефтехимике» было, наверное, ползала знакомых – это одновременно приятно и очень ответственно. Для меня была важна оценка ангарчан, и она оказалась высокой. Я начал получать дивиденды в виде зрительского признания. Есть стимул для дальнейшего развития.
– Можешь поделиться своими планами?
– Есть пословица: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Но я могу поделиться радостью: мне пришло предложение снять полнометражный фильм по пьесе «Сейшельские острова». Сейчас пишу киносценарий. Может быть, по осени или в 2018 году начнутся съемки.
– Остается пожелать тебе удачи и новых драматургических работ. Будем ждать кинопремьеры!