Второй год Международный фестиваль поэзии на Байкале носит имя нашего замечательного земляка, своего создателя Анатолия Кобенкова. Благодаря ему, успевшему побыть также иркутянином и – совсем недолго – москвичом, Ангарск является одним из важнейших фестивальных городов. Об этом в своем вступительном слове на встрече с поэтами в Ангарске заявил «движитель и модератор» мероприятия Игорь Дронов.
Торжественное открытие XVI Международного фестиваля поэзии на Байкале состоялось 18 июня в 130 квартале Иркутска. На следующий день гости выступали в иркутской Центральной городской библиотеке имени Александры Потаниной, а 20 июня поэтическую эстафету приняла ангарская Централизованная библиотечная система. А точнее – библиотека №4, что в 94 квартале.
Тема нынешнего фестиваля – «Поэты провинции». Организаторы пригласили только тех поэтов, которые живут вне столиц и никогда не были на фестивале. «Это, на наш взгляд, одни из лучших поэтов провинции, – заявили координаторы фестиваля, – мы уверены, что удаленность от столиц – не признак снижения качества поэтического творчества, возможно, даже наоборот».
Аудитория в библиотеке собралась подготовленная, в числе прочих – ангарские поэты Анна Желтоногова, Людмила Соболевская, Ирина Апарченко, Татьяна Стрельникова, критик Валерий Кириченко. Те, кто любит если не современную, то точно – классическую поэзию и разбирается в литературе.
А гостями Ангарска стали Светлана Кекова (Саратов), Нина Александрова (Екатеринбург), Иван Волков (Кострома), Станислав Ливинский (Ставрополь), Александр Самойлов (Челябинск), Александр Петрушкин (город Кыштым Челябинской области) и Сергей Ивкин (Екатеринбург).
Большинство литераторов – представители уральской поэтической школы, которую самая молодая из поэтов, Нина Александрова, филолог по образованию, работающая программистом, охарактеризовала как «история про глобальное мифотворчество». Собственные ее стихи точно соответствовали этому заявлению. Она настойчиво называла их «текстами», распевно играя аллитерациями и постоянно поправляя очки на переносице характерным жестом.
Александр Петрушкин, создатель единого журнального портала «Мегалит», куда входят в числе других изданий наши «Северомуйские огни», удивил противоречием между своим обликом и стихами. Самые метафоричные (почти иноязычные) произведения оказались именно у этого бородатого мужика в майке и штанах цвета хаки.
Александр Самойлов представил аудитории несколько небольших стихотворений в спектре от полуиронии до вполне черного юмора. Более близким из уральцев показался иллюстратор и дизайнер Сергей Ивкин – может быть, потому, что он единственный, читая стихи, рассказывал о себе и о том, что предваряло их создание, заметно сократив таким образом расстояние между собой и аудиторией.
Ставропольский поэт Станислав Ливинский с характерным южнорусским «Г» рассказывал в стихах о своих детских и армейских переживаниях.
Самым понятным лично для меня, пишущим на простом русском языке и о вещах, близких большинству людей, оказался костромской поэт Иван Волков. Поменявший множество «простых» профессий – от грузчика до бизнесмена, – как многие настоящие поэты, не окончив учебу в Литературном институте, Иван Евгеньевич часто печатается в литературных журналах, в том числе зарубежных. Его стихи переведены на английский, китайский, японский, итальянский языки, он является лауреатом нескольких литературных премий, в том числе международной. А его лирический герой говорит о простом мужском счастье: то бережет дневной сон любимой жены, то мечтает спокойно спиться на подворье у продавщицы из пивного киоска.
Просчетом организаторов, на мой взгляд, было поставить последним номером выступление члена Союза российских писателей Светланы Кековой, «прекрасного русского поэта», как охарактеризовал ее Иван Дронов. Светлана Васильевна выбрала для чтения стихи православной тематики. Но полтора часа разнообразной поэзии до ее выхода не позволили, как мне кажется, в должной мере оценить творчество именитой поэтессы, публиковавшейся в многочисленных журналах, переведенной на все европейские языки, лауреата многих и многих премий, – собравшиеся элементарно устали.
Встреча получилась насыщенной и разнообразной, от нее осталось ощущение прикосновения к чему-то значительному, пусть даже не совсем понятному. Может быть, просто «не доросли», может, провинция провинции рознь. И даже то, что во время поэтического вечера неоднократно хотелось взять в руки, прижать к груди томик того же Пушкина, – тоже хороший результат. Поэзия живет и развивается, всяким стихам – «свой черед».