На прошлой неделе в Художественном центре открылась выставка работ известного керамиста Светланы Уваровой и ее студентов. Прогуливаясь вдоль стеллажей с замысловатыми вазами, чайниками, кувшинами, необычными фактурными шарами, морскими раковинами, ювелирными наборами, я думала о том, что жалею о потере Ангарском такого талантливого мастера. Когда-то давно мне довелось побывать в мастерской Светланы Уваровой при художественной школе №1, где она работала педагогом. Сейчас Светлана сменила и место работы (педагогический институт ИГУ), и место жительства (областной центр). К счастью, с нашим городом ее связывает не только творческое прошлое. Она и сейчас готова радовать ангарчан своей сказочной фантазийностью и умением «оживлять» любой материал для рукоделия – будь то клок шерсти или кусок глины.
Ее работы не только наполнены особым смыслом, но и всегда несут определенное настроение. Этому она учит и своих студентов. Архитектурный натюрморт «Лимончики» и фрагмент дипломной работы Татьяны Парташук «Веселые мухи» вызывают улыбку. Грубоватые и обманчиво простые бутылки в стиле художника Хундертвассера переносят посетителя выставки в средневековую Европу. Где-то в том же времени «живет» и глиняный музыкальный инструмент окарина. А вот чайники и кружки, изготовленныe путем обжига раку, вполне могли приехать сюда из Японии, но рождены в педагогической студии ИГУ. Толстый мартовский кот наполняет уютом окружающее пространство, а изысканные браслеты и диадемы из глины в технике «тиффани» могут украсить самый престижный ювелирный салон. От них веет роскошью и дамскими капризами.
Очень эффектно смотрится дипломная работa «Прошедшие дожди» студентки Елены Саржеевой. Оказывается, слезы и грусть тоже можно передать в глине… По работе «Старый Иркутск» другой воспитанницы кафедры изобразительного искусства и методики пединститута ИГУ – Евгении Герасименко – впору писать исследовательскую работу о своеобразии иркутской архитектуры.
Керамика Уваровой давно перешагнула этап гончарного мастерства и поднялась на ступеньку художественного искусства. Глина – лишь основа для воплощения самых смелых творческих идей и экспериментов. Мастер использует глазурь, стекло, витражные вставки, олово, патину, перегородчатую эмаль…
Отличительная особенность ее творчества – практическое применение любого изделия. Большинство работ – это интерьерные решения. Такие «изюминки», которые одним своим присутствием преображают дом. Очень много статуэток и светильников Светланы Уваровой украшают загородные коттеджи и уютные дворики. Лично мне особенно понравился «Старый фонарь». Внутри этой эффектной композиции – обычная электрическая лампочка. Для того чтобы превратить ее свет в особенный, автор раскрасила ее разноцветными красками. И фонарь стал «волшебным», под светом которого особенно хорошо мечтать.