Профессиональные праздники есть у людей любой специальности: у бармена, инкассатора, пивовара, секретаря, риелтора, таможенника... Но странным образом вниманием оказались обделены те, кто строит яхты, баржи, теплоходы, ледоколы, буровые платформы и атомные субмарины. И вот, наконец, несправедливость была исправлена – 29 июня теперь официально считается Днем кораблестроителя в России. В 2017 году этот праздник отметили впервые.
Какое отношение этот праздник имеет к Ангарску, где отродясь кораблестроительства не было? Самое прямое! Знакомьтесь: Дмитрий Ващенко, руководитель ООО «Ангарская судоверфь».
– Правда, на самом деле этот праздник стоило бы назвать Днем судостроителя, потому что корабли строят для военных целей, а вот суда предназначены для гражданских перевозок, – сразу поправил меня Дмитрий, когда я стала поздравлять его с профессиональным праздником.
При этом становиться строителем речных судов на заре своей юности Дмитрий совсем не собирался. Просто, когда он учился в 8 классе, во время погрузки макулатуры увидел случайно выпавшую из кипы бумаги газету «Советская молодежь» с объявлением: «Осетровское командное речное училище проводит набор курсантов».
– Стою над мешком и думаю: а что я теряю? Родители были в командировке, и на деньги, что они мне оставили, я купил билет до Усть-Кута. Там месяц готовился к экзаменам, за это время подтянул математику и русский язык, в итоге все сдал. Окончил Осетровское училище с красным дипломом, а после – и Дальневосточное высшее мореходное училище, – вспоминает Дмитрий.
После этого он долгие годы отходил по Лене на «Новосибирске» – сухогрузе класса «река – море». Бороздил льды Арктики, видел загадочную Землю Санникова.
– Представляете: посреди заваленной снегом тундры – небольшая ложбинка, поросшая ольхой? Ну это всё равно, как если бы в Ангарске на какой-нибудь улице росли баобабы. Скорее всего, там находится выход на поверхность кимберлитовой трубки – месторождения алмазов. Местные про этот распадок хорошо знают, а для европейцев он стал поводом написать книгу и снять фильм, – рассказывает Дмитрий.
Когда появились дети, Ващенко пришлось завязать с полярной романтикой – ходил капитаном по Байкалу на пассажирском судне. А потом и состояние здоровья заставило подыскивать другую работу.
Однажды владелец одной яхты попросил его зарегистрировать судно, которое было построено нелегально, с бору по сосенке. Пришлось вникать в азы судостроения, чтобы менять основное оборудование. Потом еще один судовладелец попросил построить ему яхту с нуля. Так и вышло, что Дмитрий сменил профессию.
Его заметили и, не имеющего никакого специального образования, пригласили ведущим инженером в иркутское представительство Volvo Penta (это крупнейший в мире производитель судовых двигателей). Наработав достаточный опыт, Дмитрий ушел оттуда, открыв собственное предприятие с костяком в 7 человек.
– Сейчас мы работаем в основном в Якутии, сознательно уйдя с Байкала, потому что на севере более любопытные в техническом плане проекты: интереснее отремонтировать танкер и получить нужный опыт, чем создать очередную яхту. За два года мы практически из металлолома восстановили 12 судов «Арктической транспортной компании», которые теперь осуществляют завоз топлива в отдаленные районы Республики Саха. Параллельно мы осуществляем ремонт плавучих кранов «Алроса». Ещё занимаемся судовым снабжением для заповедников. Мы единственные в области собираем и устанавливаем гибридные генераторы. Подобная система, к примеру, стоит на судне ФГБУ «Заповедное Подлеморье». Мало того что такой генератор безвреден для окружающей среды, так он еще и экономит топливо до 60%, – говорит Ващенко.
А затем рассказывает о своем последнем проекте, который прогремел на всю Иркутскую область:
– Впервые за 27 лет по заказу «Осетровской судоходной компании» в рекордные сроки – всего за 6 месяцев – нами было построено большое несамоходное судно грузоподъемностью 2800 тонн, длиной 86 метров и шириной 16 метров. Собирали его в Усть-Куте, где у нас сейчас находится база.
Действительно, об этом тогда писали все газеты, и гордиться своим детищем Дмитрий может по праву – это не на Байкале яхты местных олигархов собирать и ремонтировать. Серьезная большая работа.
По стопам отца пошли и сыновья. Младший сын сейчас заочно учится в Новосибирске на кораблестроителя, до этого окончил институт водного транспорта как судоводитель, в Арктику, как отец когда-то, ходит. Старший водит сухогрузы по Лене.
О своих планах Дмитрий говорит коротко:
– Планируем собственными силами собрать пассажирский катер и запустить его по Братскому водохранилищу. Хотим начать и строительство небольших домиков на воде.
Приятно знать, что в наше время есть еще люди, готовые открывать собственное производство, а не очередной магазин. Семь футов под килем, Дмитрий!