Начало 2010 года выдалось урожайным на юбилеи классиков российской культуры. 29 января мы отметили 150-летие Антона Чехова, а в мае этого года исполнится 170 лет со дня рождения великого композитора Петра Чайковского. Известно, что Антона Павловича и Петра Ильича при жизни связывали прекрасные, уважительные отношения. Кроме того, они оба существовали в общей сфере культурных событий и впечатлений. Поэтому в отделе искусств Центральной городской библиотеки решили объединить эти знаменательные даты в один праздничный вечер. И вот 12 и 15 февраля заведующая отделом искусств Ольга Антоновская представила вниманию пенсионеров двух ангарских клубов “Общение” (большая часть которых – бывшие педагоги) музыкально-биографическую композицию под названием “Два великих “Ч”.
Ольга Сергеевна скрупулезно отметила все точки соприкосновения двух гениев, начиная с увлечения юного Антона Чехова и его братьев произведениями Чайковского и заканчивая их общим замыслом работы над оперой “Бэла” по одной из частей романа Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” (Чехов должен был написать либретто). К сожалению, этот замысел не был осуществлен: Антон Павлович отправился в 8-месячную поездку на остров Сахалин, а Петр Ильич был занят своими гастролями. Несмотря на это, Чайковский называл себя “пламенным почитателем” творчества Чехова, а последний признавался: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у дверей того дома, где живет Петр Ильич”. Рассказ Ольги Сергеевны сопровождался видеопрезентацией, помогавшей зрителям отчасти почувствовать себя современниками “двух великих “Ч”.
В стенах отдела искусств звучала в эти дни и музыка Чайковского – не только в записи, но и в живом исполнении. Из ангарской школы искусств №3 на двойной юбилей пришли педагоги Татьяна Мельникова, пианистка, исполнившая “Осеннюю песнь” – часть фортепианного цикла Петра Чайковского “Времена года”, Юлия Иванова со своей ученицей-виолончелисткой Екатериной Поповой, учащейся 6 класса, и концертмейстер Елена Ененкова. Виолончель, звучание которой так похоже на человеческий голос, была любимым музыкальным инструментом Антона Чехова. Поэтому ариозо воина из кантаты “Москва” и “Песня без слов” Чайковского, исполненные на фортепиано и виолончели, еще больше сблизили эти два имени в представлении зрителей.
Первый день воспоминаний о “двух “Ч” завершился показом документального фильма Артема Варгафтика о таинственной седьмой симфонии Чайковского, в котором он предстает перед нами не застывшим, “портретным” классиком, а живым, сомневающимся человеком. 15 февраля в отделе искусств для той же аудитории была проведена викторина, посвященная жизни и творчеству Чехова и Чайковского, а затем показан художественный фильм о великом композиторе. Юбилей “двух великих “Ч” будет повторен в мае уже для школьников.