В прошедшие выходные в исправительной колонии №2 при большом количестве гостей (из администрации АГО, общественных организаций, церкви) открылся мемориал воинам – жертвам локальных вооруженных конфликтов. Черный обелиск с золотой звездой занял свое место рядом с уже имеющимся в исправительном учреждении мемориалом Великой Отечественной войны.
В городе памятник, посвященный этой же теме, есть – это наш «Бронзовый солдат» в 95 квартале. А для кого предусмотрен мемориал в колонии? Конечно же, для тех, кто не может выйти за периметр из колючей проволоки для того, чтобы помянуть боевых товарищей.
Год назад в исправительной колонии №2 образовалось объединение воинов-интернационалистов под названием «Живая память». Может, кому-то покажется странным, но людей, прошедших Чечню, Афганистан и другие локальные военные конфликты, за решеткой немало. Увы, кто-то после возвращения не смог адаптироваться к реалиям мирного времени.
Это у них там, в чинной Европе, с воинами, прошедшими «горячие точки», целый штат психологов и соцслужб работает. У нас парни-срочники возвращались домой с войны со своими проблемами и порой с ними не справлялись. Некоторые в итоге попали за решетку.
Сейчас в ИК-2 отбывают наказание 18 осужденных, прошедших «горячие точки». Есть те, кто служил в Афганистане. Но большинство – участники первой чеченской кампании.
Вадим Коновалов рассказывает, что был призван в Чечню срочником в 1994 году. В марте попал в Грозный, в ноябре был комиссован из-за ранения. Что там видел? Не тема для рассказов. Но жизнь молодого парня разделилась на «до» и «после». Тем более что время в стране было тогда непростое. Каждый прорывался как мог.
Сейчас Вадим отбывает срок. И говорит, что даже за решеткой те, кто прошел войну, узнают друг друга. Это своеобразное братство. Пусть даже тех, кто оказался в местах лишения свободы.
Для них нет отдельных отрядов. Правда, говорят, в отряде инвалидов бывших участников локальных конфликтов много…
Для того чтобы воины-интернационалисты могли общаться, поддерживать друг друга морально (в местах лишения свободы это важно!), год назад руководством учреждения и было создано общество «Живая память». Тогда у истоков объединения стояли заместитель начальника учреждения подполковник Александр Рудаков и председатель попечительского совета учреждения Галина Кедич. Поддержал хорошую идею президент некоммерческого партнерства участников боевых действий на Северном Кавказе «Память» Иван Буслаев. Так «Живая память» вошла в большую организацию.
Что это значит для 18 бывших воинов, которые сегодня находятся за решеткой? Иван Буслаев говорит: «Наши своих не бросают». Выходит, есть шанс, что после освобождения эти люди вернутся к нормальной жизни.
Вместе с руководством колонии и Иваном Буслаевым осужденные придумали мемориал. А потом своими руками и построили.
Открывали памятник начальник колонии Олег Комаров, Александр Рудаков и начальник воспитательного отдела Игорь Аганаев. Свое слово также сказали гости, среди которых были фронтовики, ветераны Великой Отечественной войны и Афганистана. Поэт Геннадий Астраханцев прочитал свои стихи. А экс-председатель городского совета ветеранов Зоя Бушуева подарила библиотеке колонии редкие книги про Чечню и Афганистан.
Был произведен церковный обряд поминовения погибших в локальных военных конфликтах. Гости и участники боевых действий возложили к мемориалу цветы…
Что сказать? Очень хорошая идея. Ведь, как ни крути, среди нас множество тех, кто прошел эти, казалось бы, «незаметные» войны, порой калечившие не только тело, но и судьбу. Памятник открыт, но число жертв все растет. Наши парни, хоть в этот раз и не срочники, воюют в Сирии. Кто знает, чем «аукнется» им, людям, так быстро привыкающим жить по законам военного времени, это по возвращении?
И преступник, и герой – иногда это один человек. Жизнь – сложная штука. Как говорится, не судите, да не судимы будете. Лучше помяните всех россиян, погибших в таких «незаметных» войнах.