15 октября 1945 года первый строительный десант из Усолья высадился в Ангарске, вернее, в лесу, где находились лишь строения исправительных колоний. Здесь тогда еще ничего не было: ни домов, ни дорог, ни скверов, один лес.
Ровно через 55 лет те, кто создавал этот город своими руками, собрались вспомнить, как это было. Именно они, добровольцы со всей страны, заложили фундамент нашего города, то, из чего вырос современный Ангарск. Они ехали сюда со всей страны, с востока и запада, севера и юга. Ехали за приключениями, романтикой и работой.
Илья Морин приехал строить город нефтехимиков из Читинской области. Пройдя войну с Японией в саперных войсках, молодой человек отправился за приключениями в Приангарье. «Мы были приставлены к заключенным. Они – рабочая сила, а мы, специалисты – токари, сварщики, плотники, – следили за тем, чтобы они работали качественно, – вспоминает Илья Никифорович. – Нам было легче: хоть и сложная работа, зато уже после обеда мы, вольнонаемные, были свободны». А заняться в свободное время было чем: уже в 1949 году в Майске открылся первый кинотеатр «Ангара», чуть позже – всем знакомая «Победа». Она стала очагом культуры того времени, мероприятия собирали огромное количество зрителей и участников, творческая и дружеская атмосфера никого не оставляла равнодушным.
В 1953 году произошло знаковое для города событие – открылся первый трамвайный маршрут. Семь километров пути и четыре вагона в трамвайном отделе города – еще одна радость для ангарчан. Тогда все поняли – раз пустили трамвай, значит, город развивается в правильном направлении, город будет жить.
Несмотря на огромное число рабочих, трудились тяжело: тогда не было автоматизации, много работ выполнялось вручную. В самый пик строительства жилья, в 1955 году, рабочие таскали кирпичи на верхние этажи на себе, с помощью козаноса – специального приспособления, похожего на обычный рюкзак, только деревянный. Человек надевал его на плечи, а другой накладывал туда груз.
Первостроители жили в деревянных юртах. Это было временное жилье, к концу шестидесятых они были снесены. «Первые юрты привезли из Финляндии, затем их стали делать на Урале. Каждая юрта была рассчитана на 4 семьи и представляла собой круглое сооружение, перегороженное стенами», – рассказывает Надежда Елькина. Женщина давно занимается изучением родного края и водит экскурсии по историческим местам.
О том, что работа первостроителей была нечеловечески тяжелой, говорил и Николай Киселевский. С января 1951-го он работал водителем, возил доски, кирпич, камень, доставлял на работу заключенных. Николай Антонович рассказывает, что шоферам проходилось работать в сложных условиях: летом грязь, отсутствие дорог, зимой в морозные ночи отогревали машину паром, чтобы не заледенела. Стоило чуть проспать – и автомобиль превращался в «ледяную скульптуру».
Но тяжелые условия не мешали молодым людям жить весело и даже сочинять стихи. Вот что написал о том времени Николай Киселевский:
Под шелест лиственниц и сосен,
Под разъяренный гул машин
Шагала стройка – как рабочий
По новым улицам своим.