Какой только диковины не встретишь на «Ангарском Арбате»! Выставка-ярмарка давно уже стала сокровищницей народного творчества. Несколько шагов вниз по ступенькам в парк за ДК «Нефтехимик», и ты попадаешь в другую реальность – фантазийную, сказочную, словно в кроличью нору Страны Чудес проваливаешься. Кстати, и Алису, и Шляпника, и Мартовского Зайца здесь можно увидеть. На столике ангарского художника-декоратора Татьяны Ляпуновой «живет» целое семейство знакомых героев, одетых в роскошные старинные наряды. Пришло время поближе познакомиться с этими необычными персонажами!
Честно говоря, назвать работы Татьяны Ляпуновой куклами поначалу язык не повернулся. Уж больно они важные персоны! Такие камзолы и кружевные платья больше королям да императорам подходят, чем игрушкам. «Я часто говорю, что делаю куклы, которыми не играют, – признается Татьяна. – Это, скорее, элемент декора интерьера, часть дома, квартиры, отражение характера, увлечений, статуса живущих здесь людей».
Куклами профессиональный живописец и декоратор Татьяна Ляпунова начала заниматься четыре года назад. Сначала ходила на «Арбат» как посетитель: интересно было посмотреть, чем живут коллеги, над чем работают, какие идеи их вдохновляют. А потом, конечно, захотелось показать и свое творчество. Но с чем идти? С фотоальбомом своих работ по декорированию и оформительству? Татьяна Ляпунова решила попробовать сделать свои куклы, непохожие на все те, что доводилось ей раньше видеть у других мастеров.
«Тильд и кукол, выполненных в чулочной технике, на всех ярмарках много, – говорит Татьяна. – Повторять всё это неинтересно. Я не знаю, как называется технология изготовления моих кукол, потому что я изобрела ее сама. Основой служит металлическая подставка, которую делает мой супруг. Голову и обувь я леплю из специального пластика. Тело формирую из разных материалов, которые больше подходят под определенного персонажа, а сверху обшиваю, наряжаю куклу в дорогие ткани (тафта, бархат), богато декорирую воротники, делаю жабо, складки, рукава с оборками, многослойные юбки, аккуратные панталончики. В ход идут кружева, вышивка бисером, камни, старинные броши, банты, подвески...
Деталям в этих нарядах мастер придает особое значение. Они раскрывают персонажа, говорят о нем больше, чем подписи на этикетках с названием. Вот Мышка Соня держит букет, в котором можно увидеть кусочек сыра. Милая деталь! Первую крыску Татьяна сделала по заказу молодого человека, который хотел порадовать таким сувениром свою девушку, рожденную в год Крысы. Куклу оценили не только заказчики. Увидев фото этой работы в Интернете, многие захотели приобрести такую же! В тот раз Татьяна сделала много крысок, и раз от раза они получались все симпатичнее. Мордочки чуть хитроватые, но добрые, симпатичные. С тех пор и повелось: только она сделает себе в коллекцию крыску – так тут же находятся желающие ее приобрести.
«Очень люблю я и другого персонажа – Филина, – рассказывает Татьяна. – Эта птица – символ ума, мудрости. Его часто покупают в подарок мужчинам. Сейчас у меня в коллекции «живет» Филин Фигаро, для декорирования костюма которого я использовала элемент старого браслета. Он отлично вписался в образ. Вообще реальные старинные вещи придают персонажу особый шарм. Хотя чаще, конечно, приходится использовать приемы имитации под старину. Искусственно старю кружева, вещицы, которые мои куклы держат в руках или которые украшают их костюмы. Некоторое время назад я делала целую серию венецианских кукол со сложными закрученными шляпами – винтаж и роскошь в каждой детали! Эти куклы быстро нашли своих владельцев».
Тема Алисы из Зазеркалья возникла в творчестве Татьяны Ляпуновой не сразу. Самым первым она изготовила Шляпника, которого старалась сделать максимально похожим на героя волшебной истории Льюиса Кэрролла. В итоге лицо у него получилось злым, страшным, и тогда мастерица сделала СВОЕГО Шляпника, который не пугал, а удивлял, заставлял окружающих восхищаться и улыбаться. И почти сразу же посыпались просьбы сделать Алису и Белого Кролика. Теперь у Королевского Гонца Туда (такую должность носит кролик в сказке) есть подружка – очаровательная крольчиха. Обычно люди приобретают такую пару в подарок родным и друзьям на годовщину семейной жизни. В «зазеркальной» семейке появился и свой Шалтай-Болтай с забавно свешивающимися болтающимися ножками. Он сразу стал хитом продаж.
За четыре года Татьяна Ляпунова сделала свыше 300 кукол, глядя на которые сразу можно угадать автора. Ее стиль не спутаешь ни с чьим другим. Впрочем, в последнее время мастерица всё чаще стала встречать кукол, которых стараются сделать максимально похожими на ее работы. Возможно, кто-то и примет их за винтажные работы ангарской художницы. Татьяну такие подделки обижают. Не умеете – не беритесь!
Постоянные клиенты и ценители творчества мастерицы тоже без труда отличат подделку от оригинала. Есть люди, которые давно уже коллекционируют работы Татьяны Ляпуновой, имея у себя дома по 15-20 ее необыкновенных изделий.
«Однажды я получила заказ из Израиля – люди увидели фото моих кукол на «Одноклассниках», – рассказывает мастерица. – Я делала для них Алису, Шалтая и Мартовского Зайца. Заказ отправила посылкой. Потом выяснилось, что на таможне коробку вскрыли, тщательно проверили и затребовали дополнительный сбор за художественную ценность работ. Приравняли кукол к произведениям искусства. Вот такую неожиданно высокую оценку своего творчества я получила от неизвестных мне сотрудников таможни! Вообще за границей отношение к авторскому творчеству другое. Там очень ценят всё, что сделано своими руками. Видимо, потому, что у них рукоделие не так распространено, как у нас. Россия сейчас переживает настоящий творческий бум. Появилось много новых материалов, техник, специальных магазинов для прикладного творчества. Ну а талантливых людей у нас всегда хватало!»
Татьяна признается, что ее часто просят повторить ту или иную работу. По возможности она пытается сделать это, но точной копии не получается. Работая над куклой, мастер руководствуется не только желанием клиента, но и своим настроением, вдохновением. Одна серия ее куколок так и называлась – «Настроение». Ни одну из тех работ она сейчас не может (а вернее будет сказать, не хочет) повторить. Настроение-то у нее теперь другое!
«Сейчас смотрю на своих первых кукол и удивляюсь, какие они были простые по сравнению с нынешними, – говорит Татьяна. – Нет, они не хуже, а просто другие, значит, и я была другой».
Какой была Татьяна, хорошо помнят ее педагоги по художественному училищу. Она была живописцем, очень перспективным портретистом. Писать черты лица, передавать настроение у нее получается и сейчас. Достаточно посмотреть в лица ее кукол! Все разные! И такие живые!
Иногда Татьяна Ляпунова берется и за сверхсложные работы – делает портретные куклы по фотографиям реальных людей. Один такой заказ уехал в Америку и стал свадебным подарком. Заказавшие пару кукол – жениха и невесту – россияне кроме фотографий героев прислали мастеру и подробный рассказ о молодоженах, их привычках, увлечениях, характере, о том, как и где они любят отдыхать. И Татьяна сделала двух кукол в своем фирменном винтажном стиле – джентльмена и его даму. Говорят, молодожены были в восторге от своих кукольных прототипов. Они не были точными копиями, но черты лиц, характерные особенности внешности удались на все сто!
Только однажды Татьяне пришлось сделать игровую куколку – это был котенок Финдус, который был сшит на заказ по мотивам сказки шведского писателя Свена Нурдквиста. В семье заказчика дочь была большим поклонником комиксов и мультиков по мотивам веселой истории про фермера Петсона и его питомца, умеющего разговаривать человеческим голосом. Рыжего котика-озорника Татьяна приодела в полосатые зеленые штаны, сделала ему двигающиеся лапки и наградила способностью вызывать улыбку у всякого глядящего на него.
«Меня часто спрашивают, не жалко ли мне продавать свои работы, расставаться с куклами, – говорит Татьяна Ляпунова. – Не жалко! Мне кажется, если они будут оставаться со мной, то я перестану расти как мастер. А так получаю огромное удовольствие от того, что мои куклы радуют людей, живут своей жизнью. Кстати, уход за ними несложен. Все используемые материалы долговечны, поддаются даже влажной уборке. Каркас устойчивый. Эти куклы будут жить столько, сколько их будут любить и дарить им восхищенные взгляды».