Автобусные маршруты города на днях были выставлены администрацией АГО на открытый конкурс. Происходит такое эпохальное событие раз в 5 лет. Фактически транспортные предприятия, которые обслуживают тот или иной маршрут, могут поменяться. А со сменой перевозчика может измениться и график перевозок, и автобусы, и многое другое.
Однако в нашем городе таких радикальных перемен не было давно. Из года в год на одних и тех же маршрутах в основном работали одни и те же перевозчики. Изменения 5 лет назад затронули лишь ушедший с рынка перевозок «Автоцентр ПК», в наследство от которого остались три маршрута: №27, №28 и №41. Последний прекратил свое существование, не выдержав конкуренции с маршрутом №3 (ООО «АнгарскАвтоКом»). Ну а на оставшиеся два маршрута зашли по отдельным конкурсам другие перевозчики.
В этот раз перемена перевозчиков ожидается куда более серьезная. Хотя бы потому что впервые в истории города маршруты будут разыгрываться не по одному, а «оптом». Все (!) транспортные перевозки объединены всего в два лота. В первом: городские маршруты №№ 3, 5, 8, 9, 27, а также дачные (сезонные) маршруты №№ 101, 108, 110, 112, 114, 117 и 129. Во втором – городские маршруты №№ 1, 2, 7, 10, 28 и дачные №№ 103, 109, 118, 122, 123, 130, 131.
Не затронуты маршруты №№ 11, 20, 40 – у них время перезаключения договоров еще не подошло.
Смогут ли все перевозчики принять участие в торгах? В управлении уверены, что смогут. Ну а если у кого-то не хватит транспорта, чтобы «потянуть» одновременно и городские, и дачные маршруты следующим летом? Для таких, увы, ответ один – если нет достаточного количества транспорта, заявиться на торги не получится. (Напомним, сейчас эти маршруты обслуживает один перевозчик – ООО «ГорАвто». И ему очень непросто в финансовом плане.) На оба лота требуется выставить 106 автобусов, в основном средней вместимости. На один, соответственно, 53.
Да, малых перевозчиков жаль. Но у такого «оптового» формата конкурса есть оправдание.
– Объединение в один лот убыточных и прибыльных маршрутов – это гарантия надежной работы общественного транспорта на городских и дачных маршрутах, – говорит Василина Шунова, начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО. – Например, работа на дачных маршрутах прибыли перевозчикам не приносит. Ведь они работают с мая по сентябрь, а остальные семь месяцев транспортное предприятие должно содержать и технику, и персонал без наличия рабочих мест.
Ситуация сложилась так, что заявляться на конкурсы по дачным перевозкам никто не хочет. Мало того, некоторые городские маршруты с трудом держатся на грани рентабельности – те же маршруты №1 и №5. С большим интервалом ездит автобус №28. А вот «семерки», «восьмерки», «девятки» и «десятки» традиционно пользуются очень большим спросом у населения.
Объединив прибыльные, убыточные и средние (в коммерческом плане) маршруты, администрация хочет добиться лишь одного – сохранения стабильной работы как можно большего числа маршрутов.
Но, думается, будут у такого конкурса и противники. Так, до сих пор не решена проблема с предпринимателем, незаконно работающим на маршруте №2 в Китое (ООО «Автоколонна 1951»). Перевозчик уже проиграл суд, доказывая, что имеет право работать на маршруте до окончания контракта. Да и действие самого спорного контракта на днях заканчивается. Участвовать в новом конкурсе, не имея достаточного количества транспорта, не получится. Так что? Опять скандал на весь город и суды?
Как говорится, поживем – увидим. Очень хочется надеяться, что все маршруты окажутся востребованными. И никто из ангарчан после проведения конкурса не останется без удобного ему автобуса. Ну и конечно, расписание бы администрации подкорректировать. А то уж больно рано встают перевозчики в парк – после 21.00 их не сыскать. Вот бы с новым конкурсом добавить водителям хоть часочек рабочего времени!