Начался август, а это значит, что с острова Ольхон – не только сакрального, но и театрального центра Иркутской области – в разные уголки нашей страны и за ее пределы разъезжаются любительские театры. Когда этот материал выйдет в печать, еще не все театралы будут дома, у многих из них впереди не один день пути. Но, несмотря на дорожные неурядицы, они год за годом готовы приезжать сюда, на Ольхон, в самое сердце Байкала, чтобы провести десять дней в состоянии радостного творческого вдохновения.
***
XVIII Международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа-2017» имени народного артиста России Юрия Авшарова проходил в рамках работы Международного летнего театрального центра «Ольхон-2017» с 21 по 31 июля. И, как будто в подарок к совершеннолетию, не снялся ни один из 28 спектаклей программы, что бывало в предыдущие годы. Приехали не только все театры-участники, заявки от которых (22 из более чем 40) были приняты организаторами, но и старые друзья фестиваля, нашедшие пару-тройку дней, чтобы вновь окунуться в волшебство «Сибирской рампы». Общим счетом – более 600 человек.
«Приехала, чтобы очиститься душой», – объяснила Алла Онофер, бывшая участница театра «Девятая идея» из Братска, ныне – студентка Высшего театрального училища им. Щепкина и актриса Малого театра Москвы. Она привезла фестивалю сердечный привет от родного братского театра. Были здесь и другие фестивальные выпускники – с каждым годом их становится все больше: ведь именно здесь артисты-любители порой решают всерьез связать свою жизнь с театральным искусством.
Ответы на многие вопросы, связанные с актерско-режиссерской профессией, в этом году помог найти «Свободный микрофон» – нововведение восемнадцатого сезона. В последний рабочий день фестиваля-лаборатории часы, отданные под занятия с педагогами, отвели для открытой беседы с ними. И, хотя москвичи готовы были ответить на любые вопросы – вплоть до общефилософских, – спрашивали их в основном о поступлении в театральные вузы и о секретах актерского мастерства (как, например, научиться плакать на сцене и как потом останавливать слезы). Наверняка такая форма работы станет традиционной, как презентации театральных коллективов «В гостях у Турухтана» и вечер театральной песни.
Сюда приезжают режиссеры без коллективов – учиться у столичных театральных педагогов или «на разведку», музыканты, художники, фотографы, которые посещают как спектакли, так и мастер-классы. Есть и иностранные туристы, прибывающие на Ольхон именно в его счастливые фестивальные дни. Поэтому неофициальная география фестиваля гораздо шире официальной, которая гласит, что в 2017 году «Сибирская рампа» охватила театралов от Сахалина до Литвы.
Не случайно Владимир Байчер, декан режиссерского факультета РИТИ/ГИТИС, главный режиссер Мелиховского театра «Чеховская студия», директор Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна», стоявший у истоков МЛТЦ вместе с Юрием Авшаровым, заявил: «Это замечательный, абсолютно уникальный фестиваль – другого такого нет в России!»
Кстати, посвящен он был творчеству писателей-сибиряков. И среди авторов, чьи произведения легли в основу конкурсных работ, Валентин Распутин, Александр Вампилов, Евгений Евтушенко, Василий Шукшин, Намжил Нимбуев. А кроме того – Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Островский, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Борис Шергин, Сергей Козлов, Жан-Батист Мольер, Рэй Брэдбери и другие.
Владимир Байчер на своих мастер-классах с режиссерами методом проб и рассуждений объяснял на примере рассказа Василия Шукшина «Степка», как правильно сделать инсценировку прозаического произведения. Профессор Михаил Чумаченко, преподаватель режиссерского факультета РИТИ/ГИТИС, разбирал вампиловскую «Утиную охоту». Режиссер Мелиховского театра «Чеховская студия», педагог по сценической речи Татьяна Федюшина часть своих занятий посвятила «Серой шейке» Дмитрия Мамина-Сибиряка. Юлия Авшарова, заслуженная артистка РФ, педагог Театрального института им. Бориса Щукина, занималась с артистами актерским мастерством. Ведущий специалист по театральному жанру Иркутского областного дома народного творчества Валерий Кирюнин, как всегда, взял на себя работу с юными артистами театров кукол.
Был среди членов жюри и дебютант – режиссер Михаил Мокеев, педагог Школы-студии МХАТ. Для работы на фестивале он выбрал нашумевшую пьесу современного литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса «Ад и мир», посвященную болезненной ситуации вокруг России, Украины и США.
И, конечно, главным человеком на фестивале, его демиургом, был и остается руководитель МЛТЦ «Ольхон-2017» Александр Кононов, заслуженный работник культуры России, режиссер заслуженного коллектива народного творчества РФ театра «Факел». По решению жюри, Гран-при с формулировкой «За честь и достоинство» был вручен Александру Ивановичу, в течение 18 лет держащему на своих плечах фестиваль международного уровня.
Вообще, на новичков фестивалю в этом году везло. Впервые на Байкал, на Ольхон и на «Сибирскую рампу» приехал театр «Фонарь» из Самары. Как рассказала режиссер Галина Бережных, получившая, кстати, диплом «За остроту режиссерских решений», информацию об ольхонском фестивале она нашла три года назад в сети Интернет, но возникший интерес охладила фраза: «по рекомендации Союза театральных деятелей России». Однако в результате переписки с организаторами самарская театральная студия получила возможность приехать в Сибирь и показать свою работу – экспериментальный спектакль «Невероятный иллюзион Эрни» по пьесе Алана Эйкборна.
Еще один театр-дебютант приехал из Ярославской области – города Тутаева. «Левый берег» под руководством режиссера Светланы Асафьевой привез спектакль по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Решенная в жанре кабаре, постановка произвела на зрителей огромное впечатление и заслуженно стала лауреатом I степени. А исполнительница главной роли Надежда Зинченко получила награду за «Лучшую женскую роль».
Детский театр кукол «Ольхончик» появился в Хужире благодаря фестивалю. Коллективу чуть меньше года, но на его счету четыре спектакля. В программе «Сибирской рампы» местные ребята показали свою самую первую работу «Легенды острова Ольхон», поставленную профессиональным режиссером, художественным руководителем театра кукол «Ульгер» из Улан-Удэ Эрдэни Жапцановым совместно с Петром Инкижиновым (Иркутск). Фестиваль закончился, а театр в Хужире остался!
Заграничные артисты на «Сибирской рампе» не появлялись по разным причинам в течение нескольких лет. Хотя заявки из-за рубежа, по словам Александра Кононова, поступают постоянно. Открытием нынешнего фестиваля стал маленький талантливый коллектив театра Центра культуры литовского города Аникщяй. Исполнитель главной роли и режиссер Йонас Бузиляускас легко доказал, что на сцене совершенно не важно, на каком языке говорят артисты, – если это настоящий театр, зрителям все будет понятно! Литовцы показали спектакль «Дьявольски одинок» по стихам Паулюса Ширвиса, «литовского Сергея Есенина». Актер легко взаимодействовал со зрителями, делая их свидетелями своей исповеди, и на почти чистом русском общался со своей партнершей – Евгенией Гнедовой, живая мимика которой была не менее интересна, чем непрекращающаяся деятельная жизнь на сцене Йонаса. Эта пара, получившая диплом за «Лучший актерский дуэт», является дуэтом и в жизни. Йонас нашел свою будущую жену на одном из театральных фестивалей. А с их работой, которая получила диплом лауреата III степени, артисты «Факела» знакомы по фестивалю в Похвистнево, куда ездили три года назад.
Вернулась в этом году на ольхонскую землю после долгого перерыва омская «Карусель» Натальи Козловской (их «Жил да был Крокодил...» по сказке Корнея Чуковского был признан лучшим детским спектаклем фестиваля, а экспериментальные «Свободные люди» получили диплом за лучшее художественное оформление – ну, тянет омичан к заброшенным зданиям в темное время суток!).
Целых семь лет не приезжал сюда театр «Гротеск» Надежды Сафоновой из поселка Усть-Ордынский. Старожилы фестиваля хорошо помнят его острые и яркие спектакли. Надежда Валентиновна продолжает говорить в своих работах о правде и совести. Спектакль по стихам бурятского поэта Намжила Нимбуева получил диплом «За лучший актерский ансамбль».
Ангарские театры, теряя в количестве, не уступают в мастерстве. Наш город в этом году представляли только «Факел» и «Родничок», которые начинали фестиваль 18 лет назад. Оба спектакля «Родничка» Дворца творчества детей и молодежи, поставленные Тагиром Хамитовым, подарили самые радужные впечателния зрителям и получили высокую оценку жюри. Так, «Богатые невесты» с участием выпускников театра были признаны лучшим спектаклем фестиваля (взрослые), а «Маленькая Баба Яга» стала лауреатом II степени среди детских работ и получила диплом за лучшее музыкальное оформление.
У «Факела», замахнувшегося наконец на самую сложную из чеховских пьес – «Иванова», – лауреатский диплом II степени и награда за лучшую мужскую роль – роль Лебедева в исполнении Николая Коваля.
Интерес к фестивалю, давно считающемуся за пределами Приангарья брендом Иркутской области, умножается с каждым годом. Увеличивается количество журналистов, второй год фестивальные будни и праздники снимают московские телевизионщики-документалисты. Ребята с телеканала «Театр» выпустили свой фильм о фестивале. Их коллеги со студии документального кино «Шанс»: Елена Арцруни, Татьяна Киселева и Сергей Пашков – обещают смонтировать 52-минутный фильм к началу следующего года.
Они, как каждый, кто приезжает сюда, поняли: граней у байкальско-театрального счастья много. Открыть их для себя можно, только с головой окунувшись в волшебный водоворот из спектаклей, обсуждений, посиделок с гитарой у костра, театральных презентаций, понятных только посвященным песен, занятий с педагогами, незабываемого общения с удивительными людьми. И к этому миру тянет снова и снова, каждый год. Как правило, следующей встречи участники фестиваля начинают ждать сразу после завершения предыдущей. Чтобы, приехав на Ольхон, снова услышать слова одной из фестивальных песен: «Здравствуйте, театра люди! Нас Байкал безумно любит. Десять дней большого счастья он готов нам подарить...»