Создается полное ощущение, что страховые компании, оформляющие полис обязательного страхования, объявили автомобилистам бойкот. Казалось бы, чего проще – оформить электронный полис. Тем более что с 1 января 2017 года предоставлять такую услугу обязана каждая страховая компания. На деле оказалось все иначе.
Начитавшись о трудностях, я начала оформлять страховку за две недели до окончания срока действия существующего полиса.
Первым делом мы зашли на сайт «Ингосстраха», поскольку страховка у нас была именно от этой компании. Вроде бы ничего трудного: заполни десятки строчек бесконечными цифрами-номерами водительских удостоверений (страховка у нас на двоих: меня и мужа), свидетельства о регистрации ТС, VIN-номера и других характеристик машины, введи данные диагностической карты, паспорта собственника, оплати и распечатай с электронной почты бланк.
Ха! Не тут-то было! Сначала придется побороться с кодом, который в смс-сообщении придет на телефон. Оказывается, в нем используются как русские, так и латинские буквы. И, как на грех, многие из них имеют одинаковое написание. И нужны экстрасенсорные способности, чтобы догадаться, на какой раскладке клавиатуры (русской или английской) их нужно набирать. Не угадали? Вводим данные заново. После пяти попыток вы будете делать это, уже никуда не подглядывая. При этом, возможно, придется несколько раз перезагрузить компьютер, почистить кэш и попытаться войти с другого браузера.
Опытные пользователи сайта «Ингосстраха» советуют обновлять данный код, пока количество спорных букв не сведется к минимуму. Тогда оформление полиса займет не несколько дней, а «всего» несколько часов.
Удалось правильно ввести код? Поздравляю, осталось совсем чуть-чуть – начинается проверка ваших документов на сайте Российского союза автостраховщиков. На это уйдет от получаса до нескольких часов. Нам повезло, уложились в два часа.
И этот этап прошли? Приступаем к оплате. И вот она – главная подстава: в то время как большинство россиян уже давно привыкли рассчитываться везде банковскими картами, на сайте «Ингосстраха» вам предлагают перевести им деньги через… webmoney! «Вебмани», Карл!
То есть нужно сначала перевести деньги с карты на электронный кошелек, потратив некоторую сумму на оплату комиссии (примерно 4 процента), а потом еще и заплатить проценты собственно за покупку полиса. Очень хочется посмотреть в глаза тому, кто это придумал!
Но своих попыток оформить страховку через «Ингосстрах» мы не оставили. С утра позвонили в ангарский офис, оставили данные старого полиса, и нам обещали перезвонить по поводу переоформления. Через полдня, не дождавшись звонка, приехали к ним в офис лично. Оказалось, что девушка о моем звонке помнит. Только вот база у них не работает. Когда заработает? Неизвестно. Перезванивайте и узнавайте.
Раз не получилось с «Ингосстрахом», решили оформить полис там, где получится. Попытали счастья на сайте «Россгосстраха». Снова бесконечный ввод цифр, и вроде всё получалось: даже проверку в РСА прошли. Только в конце нас отправили на сайт замещающей страховой компании «Югория» (на котором требуется вводить все данные заново). Кто такая? Первый раз слышу! И где в случае ДТП (тьфу-тьфу-тьфу) я должна ее искать? Нет, такой вариант меня не устраивает.
Начитавшись отзывов в Интернете, как всё хорошо и быстро оформляется, решили обратиться в страховую компанию «Тинькофф». Увы, тоже без проблем не обошлось, хотя поначалу вроде всё шло гладко. Быстро заполнили все графы и отправили на проверку в РСА. И началось… На электронную почту пришло письмо, что проверку мы не прошли. Чтобы нам все-таки оформили электронное ОСАГО, нужно прикрепить фото всех документов. Причем не только на машину, но и паспортов. С надеждой, что хоть тут всё получится, отправили фото и даже дошли до оплаты. Ввели данные карты Сбербанка, и… она не проходит. Причем даже обращения к карте нет, сайт просто выбрасывает, и все.
На нервах начинаем консультироваться во всеми знакомыми автомобилистами: куда все-таки податься за полисом? Нашли даже таких, кто все-таки сумел оформить его через Интернет. Счастливчики! Были и те, кто уже несколько лет ездит без полиса: «Раз в год инспектор остановит, заплачу штраф 500 рублей. Это выгоднее, чем за страховку тысячи на ветер выбрасывать». В итоге нам посоветовали страховую компанию «СОГАЗ».
На сайте мы не прошли даже предварительный расчет – введя все данные, нужно было подтвердить перед отправкой, что я не робот, введя буквенно-цифровой код. После получаса ожиданий сайт раз за разом выдавал ошибку. Всё, я устала бороться с системой. Коллеги мужа сказали, что в офисе «СОГАЗА» оформить страховку реально. Было решено, что с утра пойду туда и не выйду, пока не получу документ на руки.
С девяти утра я уже там. В очереди передо мной пять человек. Разговорившись с одной из женщин, узнаю, что мне еще повезло. В офис «РЕСО» люди занимают очередь в четыре утра, и к открытию их там 15-20 человек.
Страховые полисы оформляет всего один специалист. На оформление полиса у нее уходит по 30-40 минут, девушка работает не поднимая головы. Уже в 11 часов она рекомендует новым клиентам не занимать очередь, а советует приходить после обеда, так как просто не успеет их принять. Еще один специалист оформляет полис только тем, кто в прошлом году страховался у нее. «Со стороны» она никого не берет и, посидев немного, уходит восвояси.
Моя очередь подошла только после 12 часов, при этом за мной было еще два человека. Свершилось! Получение полиса ОСАГО мы с мужем пошли отмечать в ресторан, другие события показались слишком незначительными для такого повода.
Что могу порекомендовать остальным? Запасайтесь бубном для шаманских танцев при оформлении страховки через Интернет и литрами валерьянки. Иначе никаких нервов не хватит – слишком рано мы начали привыкать к тому, что каждая фирма дорожит своим именем.
Остался открытым вопрос: почему страховщикам стало невыгодно оформлять ОСАГО? Ведь государство обязало автолюбителей нести им деньги, а компании делают всё возможное, чтобы их не взять (и иначе как саботажем это не назовешь). Ответ можно найти в пресс-релизе, опубликованном на сайте РСА 28 июля 2017 года: «Российский союз автостраховщиков рассчитал коэффициент убыточности по ОСАГО по итогам первого квартала 2017 года, в целом по России он составил 106%». «По итогам предыдущего квартала значение этого коэффициента было на уровне 104%. Очевидно, что этот вид страхования становится всё более убыточным для компаний», – сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
Что при этом делать автолюбителям, не сказали. Казалось бы, принес страховщикам деньги и просишь одного: возьмите, пожалуйста! Ведь оформление полиса ОСАГО для автомобилистов обязательно. Ну будьте людьми...