Тема обязательного автострахования не перестает быть актуальной. В мае 2017 года в новой редакции был принят закон об ОСАГО, а на днях Министерство финансов подготовило к нему новые поправки. И без того уже почти год по всей земле российской слышны стоны владельцев машин, которых закон обязывает заключить договор со страховой компанией, а страховщики под всеми благовидными предлогами от этого открещиваются, мотивируя тем, что этот бизнес для них убыточен. На сайте Российского союза автостраховщиков было опубликовано заявление Игоря Юргенса, президента РСА: «По нашим расчетам, страховщики ОСАГО в целом по тем договорам, которые были заключены в 2016 году и выплаты по которым продлятся несколько лет, получат убыток в размере 12,3 млрд рублей».
При этом, по данным «Форбс», опубликованным на официальном сайте журнала в 2016 году, за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону триллиона. Нетрудно подсчитать прибыль, измеряющуюся миллиардами рублей.
О том, где же находится истина и почему на самом деле несут убытки страховщики, мы поговорили с Романом Начевновым, автоюристом и руководителем компании «Юрпрофит».
– Роман Александрович, страховые компании своей основной проблемой считают деятельность автоюристов, поскольку они через суд добиваются резкого увеличения выплат по ОСАГО и ведут к убыточности этого бизнеса. На самом деле это так?
– Не буду спорить с этим утверждением. Но автоюристы, которых страховщики в своих гневных публикациях называют автоавантюристами, действуют в рамках закона. Схема проста: пострадавший в ДТП обращается в страховую компанию за возмещением ущерба, но обычно полученная сумма его не устраивает. Вариантов действия в таком случае у него два. Первый: самому обращаться в суд и требовать пересмотра суммы выплаты, тратить деньги на услуги адвоката и личное время, лишаясь возможности быстро отремонтировать автомобиль, ведь решения суда приходится ждать по полгода. На этот вариант страховые компании чаще всего и рассчитывают, ведь большинство повреждений после ДТП связано с мелким ремонтом, и автолюбитель, представив сколько ему придется пройти, чтобы получить несколько тысяч рублей, просто махнет рукой и отремонтирует машину за собственные средства. Второй вариант – обратиться к автоюристу и заключить с ним договор переуступки прав требования. Юрист после оценки повреждений выплачивает пострадавшему деньги на ремонт, а потом уже ходит в суд и требует их со страховой компании. Большинство из них работают как часы: не дожидаясь даже, пока решение суда вступит в силу, перечисляют деньги на счет. Но вот с лидером российского автострахования, который больше всех сейчас жалуется на свою бедность и убытки, так не получается. Изобретаются разные предлоги, чтобы не выплачивать деньги. В 2015 году у меня был случай, когда я пять раз по требованию этой страховой компании представлял машину после ДТП на осмотр (в Ангарске, в Усолье и в Черемхово), а в суде они в итоге заявили, что я этого не делал. Хорошо, что я вел видеозапись и сумел доказать судье свою правоту. Также у них существуют проблемы со своевременной выплатой денег. Не знаю, чего они этим добиваются, но в итоге помимо суммы собственно самого ущерба они вынуждены выплачивать еще штрафы и неустойки, а они за полгода (и больше), которые длится суд, могут достичь нескольких сотен тысяч рублей. Вот и посчитайте их убытки в масштабах страны. Я не знаю, что это такое – целенаправленная политика или недоработка менеджмента. Но в итоге во всеуслышание заявляется об убыточности ОСАГО. Хотя деньги они теряют, по сути, только из-за своей жадности.
– Сейчас по новому закону выплату денег заменяют «натурой», то есть ремонтом в сертифицированных автомастерских. Будет ли эта схема выгодна автовладельцам?
– На мой взгляд, нет. Слишком много сложностей. Например, на автомобиль должны будут ставить только новые детали, но как это проверить, если он будет находиться в труднодоступном месте? Не будет ли страховая компания оказывать давление на автосервис, чтобы в целях экономии они обходились, например, просто пайкой или бывшей в употреблении деталью вместо полноценной замены? Что делать с деталью, на которой, допустим, обнаружены следы коррозии? Ведь, собственно, она и так уже должна была подлежать замене – будет ли страховая оплачивать такой ремонт? Оригинальные ли будут ставить детали (а у новых машин стоимость некоторых узлов может выходить далеко за рамки обусловленного страховой выплатой ремонта) или они приедут из Китая? По закону станцию ремонта может выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Автосервис должен находиться не более чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего. Учитывая опыт осмотров после ДТП, могу сказать, что машины приходится гонять на расстояния гораздо большие. Так что вряд ли и этот пункт будет соблюдаться. И сколько по времени машина будет ждать очереди на ремонт в автосервисе, если даже по закону на это отводится до 30 дней? А если авто нужно для работы? Кто возместит эти убытки? Так что все это выгодно больше страховщикам, чем владельцам автомобилей. Для автоюристов же это новшество выгодно, потому что судов будет еще больше.
– А что вы думаете насчет установки телематического оборудования и расчета страхового полиса в зависимости от манеры езды автолюбителя? Лихачи в таком случае станут платить больше аккуратистов за рулем?
– Идея хорошая, но есть опасения, что в нашей стране производство и установка этого оборудования окажутся в руках одного лица и фирмы, – так это уже было с другими новшествами. А отсутствие конкуренции пагубно влияет на аппетиты.
– А у вас полис ОСАГО от какой страховой компании?
– Четыре года я страховался в «Россгосстрахе» и столько же лет с ними судился.
– А почему?
– Потому что «Россгосстрах» не подает обо мне сведения в Российский союз автостраховщиков, и из года в год у меня одинаковый КБМ (коэффициент бонус малус), который, по идее, каждый год за безаварийную езду должен повышаться. За пять лет КБМ у меня должен был подрасти с трех до восьми. А ведь это в итоге переплата за полис ОСАГО. В первый год всего 130 рублей, ну а на пятый-то – уже три тысячи! Я написал претензию в «Росгосстрах», но ответа не получил. Пошел в суд, и после всех штрафов и неустоек вышло так, что страховка в итоге мне обошлась бесплатно. И так на протяжении четырех лет. В итоге дошло до того, что меня, по-видимому, внесли в черный список, и при моем обращении в страховую компанию в декабре 2016 года меня просто не смогли застраховать. Сказали, что нужно представить машину на осмотр в Иркутск. А как я туда доеду без полиса? Пришлось снова обращаться в суд с иском об обязании компании «Росгосстрах» заключить со мной договор обязательного автострахования. В июле 2017 года суд вынес решение в мою пользу. Но поскольку я полгода не мог ездить без полиса ОСАГО, то в январе застраховался в другой компании.
– Ну, не каждый сможет сам рассчитать свой КБМ, чтобы проверить страхового агента…
– И этим активно пользуются страховые компании! Расчет действительно сложный, с использованием коэффициентов, которые еще нужно знать где взять. И даже если человек начинает возмущаться, агент поднимает на него кристально честные глаза и говорит: «Но у меня же база…» Как будто база – это нечто монолитное и не поддающееся изменению. А теперь смотрите: даже если взять переплату за договор страхования в 100 рублей, то, умножая на 18 миллионов полисов, получим 1 миллиард 800 миллионов рублей чистой прибыли. Это невероятно выгодно!
– Нужно ли вообще ОСАГО?
– На самом деле да. Помните, как было в 90-е годы? Происходило ДТП, и из машины выходили мальчики с битами, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват. Или швыряли в лицо виновнику ключи со словами: «Забирай: ты только что «купил» мою машину!» Или грозно говорили: «Поехали смотреть твою квартиру!» Сейчас эти ключи можно завернуть в полис и швырнуть обратно – пусть обращается в страховую! Те люди, которые экономят на полисе, не понимают, что если они, не дай бог, окажутся виновниками серьезного ДТП, то платить за ущерб им придется из своего кармана. А это очень накладно. По статистике, за год на дорогах погибает 30 тысяч человек. Если бы не было страховки, то 30 тысяч семей искали бы деньги на похороны, взыскивали бы их с виновника ДТП. А так страховая компания произведет нужные выплаты. Другое дело, что необходимы дифференцированные тарифы – в зависимости от стоимости автомобиля, года его выпуска, мощности. Ведь ремонт «Жигулей» и «Ленд Крузера» стоит по-разному. А за страховку с них берут одинаково. Поэтому владельцы недорогих автомобилей страхуются наиболее неохотно. А зря.