Примерно
полвека (точную дату, к сожалению, установить уже невозможно) на
Ангарском электролизном химическом комбинате существует уникальная
картинная галерея. На промплощадке, в переходах разделительного завода,
сегодня выставляется более 100 картин, которые, к сожалению, ежедневно
видит совсем небольшое количество людей – работников предприятия.
Собирать
галерею, в которую в лучшие советские годы входило более 500 (!)
полотен сибирских художников, как имеющих всесоюзную известность, так и
начинающих, начал первый директор АЭХК Виктор Новокшенов.
У
Виктора Федоровича было, можно сказать, чутье на великое. По
воспоминаниям супруги первого директора Нины Прокопьевны, идею
приобретать картины у художников и украшать ими производственные
помещения атомного предприятия муж почерпнул в книге Андре Моруа
«Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго». Его вдохновил абзац: «В 1849 году
Гюго с супругой был приглашен на бал к новому президенту. После приема
Адель писала другу семьи Жюлю Жанену: «Я встретила там почти всех, кто
бывал на приемах у Луи-Филиппа... Но я не видела ни одного художника, ни
одного философа, ни одного писателя. Я была поражена тем, что власть,
всегда столь неустойчивая, предала забвению единственно бессмертную
власть».
Культура – это бессмертие. Значит, именно ее надо
сделать неотделимой от производства. Донести до каждого – от простого
рабочего до инженерно-интеллектуальной элиты.
Сказано – сделано.
Виктор Федорович лично посещал выставки в крупных городах нашей страны,
куда ездил с рабочими визитами. А для местных художников регулярно
организовывал выставки в ДК «Современник», где тоже покупал
понравившиеся полотна.
В результате картины в галерее
подобрались самые разные: некоторые авторы столь известны и почитаемы,
что их работы можно увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее, в
Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в
Москве и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Это мэтры
советской живописи 60-70-х годов, ставшие классиками. К примеру Борис
Лебединский или Виталий Рогаль. Часть авторов – звезды регионального
масштаба. Их творчество представлено в Иркутском художественном музее и
во многих других музеях нашей страны. Ну а кто-то из художников
затерялся во времени, так по каким-то причинам и не став известным.
Но факт остается фактом – подборка картин уникальна. И очень жаль, что десятилетиями ей могли любоваться совсем немногие.
В
год юбилея АЭХК – 21 октября нынешнего года предприятие отмечает свое
60-летие – в галерею на промышленной площадке впервые за все время ее
существования смогли попасть работники учреждений культуры города
Ангарска и журналисты. Мероприятие, состоявшееся на прошлой неделе, было
приурочено к 60-летию комбината.
Среди приглашенных были
заведующая художественным отделом Ангарского городского музея Ольга
Новокрещенных, директор Художественного центра Нина Власова, ангарские
художники Ася Белова, Евгения Прокопенко, Марина Соколова (дочь
известного скульптора Анатолия Осауленко).
Пройдя через
пропускные пункты (атомное предприятие соблюдает секретность),
представители творческой общественности Ангарска, облаченные в
инженерную спецодежду атомщиков – белые халаты и чепчики, – оказались на
разделительном заводе.
До начала осмотра галереи все смогли
увидеть еще одну уникальную экспозицию – к юбилею комбината была собрана
историческая фотовыставка из жизни его первого директора. Кстати,
попало в нее и фото, на котором директор позирует неизвестной художнице
для портрета. Увы, ангарские коллеги не опознали в ней «свою». Хотя… Кто
знает, в каком городе директор мог заказать свой автопортрет?
Ну
а после просмотра фотовыставки все отправились непосредственно в цех
разделения изотопов урана, в огромном (почти километр в длину!) переходе
которого размещены картины.
Первым же полотном, которое
привлекло внимание художников и музейных работников, стал «Плач
Ярославны» Бориса Лебединского. Да-да. Это та самая картина, которую все
мы так часто видели на репродукциях и даже в школьных учебниках: стоит
княгиня на рассвете на крыше высокой башни и руки заламывает.
«Мы
даже и подумать не могли, что оригинал этой картины, написанной самим
Лебединским, хранится тут!» – в голос заявили гости. Ольга Новокрещенных
высказала предположение, что, поскольку (об этом сообщает множество
источников) художник был очень щедрым человеком и плодовитым мастером,
он вполне мог подарить эту картину первому директору АЭХК. А может, и
продал – кто знает?
На другой стене коридора, как раз напротив,
вывешены замечательные пейзажи художника Александра Селяндина, которые,
как свидетельствует табличка, были переданы художником в дар комбинату.
Многие
картины имеют особое значение – первый директор явно старался, чтобы
рабочий люд почувствовал свою значимость, нужность, уникальность.
Соцреализм, который современному зрителю порой кажется наивным, здесь
вызывает трогательную ностальгию по тому времени, когда каждому
человеку, даже самому простому, уделялось внимание.
Вот «Портрет
рабочего». А вот «Начало жизни». Молодая рабочая семья – парень, девушка
и малыш в низенькой коляске (такие были в моде в середине прошлого
века). Задумались молодые родители о чем-то. Пожалуй, о чем-то очень
хорошем. А вот сельчане – тоже семья. Сидят на лавочке в каком-то
помещении. Видимо, в очереди. Картина называется «К председателю».
Наверное, пришли о чем-то насущном попросить...
Есть и картины с
сюрпризами. Так, с удивлением многие обнаружили на картине «Портрет
матери» известнейшего иркутского художника Анатолия Алексеева загадочную
надпись по всей раме.
Интересно: на первый взгляд – будто бы
почерневший узор. Но... на нижней части рамы четко видна надпись:
«Алексеева Мария Александровна». А если присмотреться, то по бокам можно
прочесть вообще целый текст: «Открытка из Харькова от старшего сына
Лени». Ничего себе «открыточка» для мамы!
Есть (или был) ли у
действительного члена Академии художеств СССР, почетного гражданина
Иркутской области, члена президиума Российской академии художеств
Анатолия Алексеева брат по имени Леня или это домашнее прозвище самого
художника, который в 1950-1956 годах учился в Харьковском
государственном художественном институте? Неизвестно. И от этой
маленькой тайны «открытка» становится по-настоящему интересной для
зрителя.
Различные истории связаны и с другими картинами. Но вот
только, к сожалению, рассказать их уже некому. Гениальный для своего
времени директор комбината мемуаров о том, как общался с художниками, не
оставил. Теперь «говорить» могут только сами изображения да изредка,
как выяснилось, старые рамы.
И все же коллекция, пусть и изрядно поредевшая в сложные перестроечные годы, вызвала у творческой интеллигенции города восторг.
–
Сама идея создания галереи на промплощадке дорогого стоит. Виктору
Федоровичу удалось сохранить наследие советских времен, современником
которых он был. АЭХК может гордиться своей экспозицией, – подчеркнула
Ольга Новокрещенных.
Журналист Ирина Сергеева рассказала, что с
детства хотела побывать здесь. О картинах на производстве ей
рассказывали родители, которые много лет отдали работе в атомной
отрасли.
«Сбылась моя самая заветная мечта – побывать в галерее, о
которой ходят легенды. Я много раз слышала от мамы и папы, что у нас на
комбинате есть своя маленькая «Третьяковка», в которой собраны самые
разные картины – зарисовки той, советской, жизни. И вот они передо мной.
Здесь можно бродить часами, разглядывать и восхищаться. Ангарску
повезло», – говорит Ирина Сергеева.
Своими впечатлениями
поделилась и директор Художественного центра Нина Власова: «Я в
восторге от экспозиции. Она открывается работами художника Александра
Селяндина, и это уже завораживает. Я считаю, что эти картины должны
увидеть все ангарчане».
Только как увидеть картины, если они –
собственность предприятия, находящаяся за несколькими проходными? И
обычной транспортировки (это признают сами художники и музейные
работники) в силу возраста могут не перенести… Когда-то именно о
выставке в городе мечтал первый директор комбината. Однако провели такую
при его жизни лишь раз – в 1970 году, к 100-летию со дня рождения
Ленина. Очевидно, к важной в советское время дате удалось организовать
мероприятия по ввозу и вывозу полотен.
Но ведь сейчас для того,
чтобы все ангарчане увидели картины, вовсе не обязательно их никуда
возить! Техника может помочь преодолеть преграды. Понимая это, на
комбинате приняли решение издать к 60-летию предприятия фотоальбом, куда
войдут фотоснимки большинства картин, имеющихся в галерее, а также
информация о художниках и различные интересные факты.
Альбом уже
готов к печати, и уже осенью обычные ангарчане смогут ознакомиться с
галереей АЭХК, посетив учреждения культуры и музеи города.
Ну а
самые заинтересованные любители живописи смогут воочию увидеть шесть
картин! Эти полотна нуждались в реставрации. И с успехом прошли ее,
побывав этим летом в заботливых руках ангарской художницы Евгении
Прокопенко. Сейчас «Утесы Анги» Бориса Лебединского, «В сельском клубе
репетиция» Людмилы Сгибневой, «У сельского клуба» и «Подсолнухи»
Александра Шаталова, «Зима» Аркадия Вычугжанина и «Редис» Анатолия
Алексеева выставлены в Музее трудовой славы АЭХК в ДК «Современник».
Вход в музей свободный!