Предпринимательское сообщество города и его простые жители поражены тем, что происходит в течение последних трех недель: в Ангарске массово снимают вывески с магазинов, офисов и иных учреждений, находящихся на центральных улицах. Вскоре (и этого проверяющие из управления архитектуры и градостроительства не скрывают) дело дойдет даже до мелких переулков.
Внешне все выглядит следующим образом: к магазину (офису) подъезжает эвакуатор с рабочими. Раз-два – и вывеска, несмотря на все протесты сотрудников и хозяев, уже в машине… Однако, как говорят в управлении по архитектуре, сторонние наблюдатели видят лишь завершающую часть процесса. Сначала, за две недели (10 рабочих дней) до того как вывеску снять, владельцев предупреждают о том, что она не соответствует «Правилам размещения и содержания информационных конструкций на территории Ангарского городского округа №556-па» от 24 апреля 2015 года.
Знают ли предприниматели эти правила? Как выяснилось, в большинстве своем нет. Многие представители мелкого бизнеса обращались в редакцию с вопросом: как узнать, «придут ли за ними»? Вот именно с такой формулировкой. Прямо как в тридцать седьмом году…
Ну что ж, попробуем разобраться в нормативном документе при помощи начальника отдела территориального планирования управления по архитектуре и градостроительству Оксаны Узюковой. Оценили его и предприниматели, в том числе и те, кто занимается изготовлением рекламы.
Закон имеет обратную силу?
Вопрос:
«Наша вывеска согласована с управлением по архитектуре в 2013 году. По закону о рекламе срок действия такого согласования 5 лет. Нам надо обращаться за новым согласованием?»
«Магазин открыли в 1998 году. Вывеску согласовали двумя годами позже. Что делать?»
Ответ:
Идти в управление по архитектуре. С 2013 года изменились нормы высоты, ширины и размещения информационных конструкций (вывески с названием и часами работы предприятия не являются рекламой). А уж с 1998 года подавно. Что касается закона о рекламе, разрешающего действие вывески 5 лет… То да, несправедливо. Но, по словам Оксаны Геннадьевны, если нормативы изменились, то придется и вывеску менять.
Комментарий предпринимательского сообщества:
В 2013 году человек затратил на хорошую, качественную вывеску с подсветкой 100 тысяч рублей. Надеялся, что она прослужит минимум 5 лет, а потом удастся продлить разрешение. Но сейчас ему надо демонтировать ее и заказывать новую. А кто дает гарантию, что через год нормы не изменятся снова? Будет ли он сейчас заказывать то, что дорого, но зато по-настоящему украшает город, или решит «от греха подальше» обойтись «дешевкой» на ДВП, которая облезет через пару месяцев? Ответ очевиден. И он не в пользу красоты и качества.
Все ниже, и ниже, и ниже…
Вопрос:
«У нас вывеска высотой 60 сантиметров, а первая буква – 80 сантиметров. Длина – 3 метра. Снимут?»
Ответ:
Снимут. Потому что разрешенная высота информационной конструкции по правилам не должна превышать 50 сантиметров. И никакие буквы, логотипы и прочее из нее выступать не должны. Если такое задумано в дизайне названия, то заглавная буква должна быть 50 сантиметров, а остальное – меньше. А вот разрешенная длина вывески – до 15 метров. Тут параметры соблюдены.
Комментарий предпринимательского сообщества:
Вывеска шириной 50 сантиметров для первого этажа, возможно, и нормальна. Но как быть тем, чьи офисы или отделы находятся на втором и даже третьем этажах? Снизу вывески будет абсолютно не видно. А нормы для всех одни. Независимо от этажности. Видимо, тем, кто выше, придется закрываться.
Подвалы и балконы для вывесок не место
Вопрос:
«Наш магазин занимает подвальное помещение. Вывеска размещена на балконе второго этажа (так на нашей улице у многих, даже у тех, кто на первом этаже). Естественно, занимает она всю нижнюю часть балкона, иначе получится уродливо. И превышает положенные по высоте 50 сантиметров вдвое. Как быть?»
Ответ:
Снимать вывеску. Так как в данном случае предприниматель нарушил не одно, а сразу три (!) пункта правил. Первое: вывески на балконах категорически запрещены, несмотря на полученное предпринимателем согласие жильцов, потому что балкон входит в перечень, попадающий под запрет. Кроме него, кстати, запрещено размещать рекламу на окнах, колоннах, пилястрах и прочих архитектурных деталях дома, а также на дверях. Второе: балкон – жилое помещение. А на жилом помещении тоже категорически запрещено размещать вывески. Важно! Те предприниматели, которые не перевели свои офисы из жилого помещения в нежилое, рекламы лишились. Третье: вывеска может быть размещена исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта, соответствующей физическим размерам занимаемых данными организациями или индивидуальными предпринимателями помещений. То есть если магазин расположен в подвале, то его реклама может быть не выше первого этажа. То же касается магазинов на первом этаже. Балкон второго – уже перебор.
Комментарий предпринимательского сообщества:
В нашем городе сотни вывесок находятся на балконах второго этажа. Если их убрать, то, например, вся улица Социалистическая в районе «Современника», может уже завтра остаться вообще без информационных конструкций. Вешать их между 1 и 2 этажом в хрущевках не получится. При высоте потолков 2 метра 50 сантиметров и дверей минимум два метра на вывеску и половины из положенных 50 сантиметров не останется. Кто ее заметит, да еще под чужим балконом?
Откройте окна!
Вопрос:
«Каждый год я поражаюсь – на площади Ленина магазин нижнего белья свою рекламу не снимает даже в День Победы. Сидим мы, старики, на трибунах, и любуемся рекламой, простите, трусов. А сейчас смотрю, им и рекламу от окна оторвали. Будут трусы в витрину выставлять всем на обозрение?»
Ответ:
Да, будут. Потому что имеют право рекламировать свой товар в оконных витринах. А вот права вешать баннеры на окна, согласно положению, у предпринимателей нет. Причем баннеры не только не могут перекрывать окна – из баннерной ткани нельзя делать вывески (они были самыми дешевыми), плюс нельзя вешать растяжки рядом с магазином или офисом.
Комментарий предпринимательского сообщества:
Подобный запрет может еще больше изуродовать городские улицы. Ведь часто баннеры скрывают под собой старые окна, выщербленные фасады. Если помещение находится в аренде, а не в собственности, то арендатор менять окна и тем более восстанавливать фасад не будет. А заставить это сделать собственника нельзя. В итоге все неприглядное, что скрывалось под баннерной тканью, будет выставлено напоказ.
Так же больно запрет баннеров ударит и по карману бизнесменов. Вывеска из такого материала для тех, кто только начинает деятельность, была зачастую единственным доступным вариантом. Пострадают и фирмы, печатающие рекламу на баннерах. Им запрет вообще грозит разорением.
Вдоль линии горизонта
Вопрос:
«Коснется ли демонтаж вертикальных конструкций? Они же не могут быть 50 сантиметров в высоту! Наша конструкция трехметровая. В ширину – метр».
Ответ:
Согласовать вертикальную конструкцию не удастся, потому что все они запрещены. Причем речь идет не только о информационных вывесках с названием и часами работы предприятия, но и об элементах, которые могут не нести рекламной нагрузки. Так, на прошлой неделе убрали Эйфелеву башню со стены дома на улице Карла Маркса. А до этого были сняты вывески нескольких магазинов, расположенные вертикально.
Комментарий предпринимательского сообщества:
Для многих предприятий, вход в которые не находится на центральной улице, вертикальная конструкция – единственный способ привлечь клиента, не занимая место на фасаде жилого дома либо там, где уже расположены другие субъекты малого бизнеса. Как быть тем, у кого «вход со двора»?
Чем выше, тем выше. Как быть с рекламой на крыше?
Вопрос:
«У нас рекламная конструкция на крыше. Здание одноэтажное. Высота букв – один метр. Соответствует ли она нормативу? И можно ли теперь вообще размещать на крышах рекламу?»
Ответ:
Размещать информационные конструкции на крыше можно. Предельная высота букв для 1-2 этажных объектов – 80 сантиметров, для 3-5 этажных – 1 метр 20 сантиметров, для 6-9 этажных – 1 метр 80 сантиметров. Если норматив превышен, надо менять вывеску. Имеет значение и ширина – она не должна занимать больше половины фасада.
Но надо знать, что если здание жилое, то вывеска на крыше может стать для предпринимателя единственной. По правилам он имеет право выбора между настенной конструкцией (название магазина, к примеру, над дверями самого магазина), консольной конструкцией или витринной конструкцией. А вот в здании нежилом, если им владеет вышеназванная организация, можно сделать разные виды рекламных конструкций.
Комментарий предпринимательского сообщества:
Поскольку у нас большинство небольших торговых точек находится на первых этажах жилых домов, то, видимо, их владельцам придется убрать информацию с крыш. А такие вывески, если их кто-то заказывал, очень дорого стоят. Потому что иначе – никак. Выбрали крышу? Клиентам придется бегать вокруг дома, где, к примеру, еще несколько торговых точек, и искать. Ведь над дверью рекламу уже не повесить.
•••
Вот, пожалуй, и все основные вопросы, которые уже задали представители бизнеса и простые ангарчане. Однако на прошлой неделе в управлении по архитектуре и градостроительству прошла личная встреча предпринимателей с руководством отдела. И прошла она очень бурно. Многие пункты правил бизнесмены восприняли в штыки. И требовали, чтобы в них были внесены соответствующие разумные поправки (их вы, в принципе, видите в приведенных нами комментариях).
По словам Оксаны Узюковой, сделать это можно, но проблематично. Ведь уже готов новый проект правил, который фактически является копией нынешнего с еще большими ограничениями. У представителей бизнеса только один выход – обращаться к мэру АГО Сергею Петрову. Ведь мэр сам предприниматель! Неужели не услышит своих коллег?
Известно, что 31 августа, в 15.00, в здании администрации на площади будет собираться Совет предпринимателей. Его председатель Александр Гурьяновский ждет всех, кого затронула тема вывесок и кто готов внести конструктивные предложения.
В том, что без них точно не обойтись, никто не сомневается. По словам мэра, работа по устранению вывесок направлена на то, чтобы сделать наш город красивее, привести его в ухоженный вид. А на деле получается не так.
Судите сами: на днях во время очередной «зачистки» на улице Ленина пострадал замечательный объемный мишка на вывеске детского магазина «Александр». Эта игрушка украшала город почти два десятилетия! Мишку обновляли, красили. Он был как новенький! Но… «Не прошел» по росту и объему. Снимать его чужим рабочим владелец не дал. Вечером после рабочего дня он лично снял символ магазина и сообщил, что отвезет его домой.
Эта ситуация – показатель того, что получается, если ко всему подходить формально. Так можно оставить, простите, дешевое уродство, подходящее по размеру и расположению, а то, что по-настоящему город украшает, убрать. Эйфелева башня, мишка… Что на очереди?
Неужели безликий, «лысый» бизнес с одними только названиями – это красиво? В исторической части города, где на домах лепнина и хоть какие-то элементы фасадного дизайна, выполненного строителями 50-х годов, может, и так. А в районах, где улицы сплошь из хрущевок? Что там людям разглядывать?
Короче говоря, вопросов больше, чем ответов. Но еще больше напрягает людей то, что почему-то с вывесками и баннерами не соответствующего правилам размера расстаются не все. Так, на встрече с Оксаной Узюковой предприниматели поинтересовались: почему, снимая вывески на улице Карла Маркса, проверяющие миновали Сбербанк? И почему запрещенные к использованию на фасадах зданий баннеры висят на культурных и административных учреждениях города? Далеко ходить не надо. Тот же «Нефтехимик» в пример привели. Да и здание мэрии тоже не без баннера...
ВАЖНО!
Тем, кому придется обращаться в управление по архитектуре, следует сделать это как можно скорее. В связи с массовым «паломничеством» предпринимателей срок согласования вывески продлен до 40 дней.