«В минувший четверг ехала утром на работу на трамвае в вагоне без кондуктора. В час пик все были вынуждены стоять в очереди в первую дверь. Ждали, когда водитель отсчитает сдачу и выдаст билет. В итоге трамвай приехал на мою остановку с опозданием в 20 минут! Это же ненормально! И другой альтернативы нет – маршрутный автобус к нам не ходит. Неужели нельзя наладить работу муниципального предприятия?»
Светлана Загребельная
Выходит, что нельзя. И причин этому несколько.
Руководство на предприятии меняется с завидным постоянством. Когда нет долгосрочной продуманной программы по выводу предприятия из кризиса, говорить об успехе не приходится. Городская администрация, которая должна быть озабочена тем, чем живет муниципальное предприятие, не обращает на него особого внимания. Создается ощущение, что важнее потратить миллион на разработку никому не нужного бренда города, содрать не вписывающиеся в регламент вывески с фасадов, чем сесть и придумать, что нужно сделать, чтобы сделать трамвай удобным для людей. Настолько, чтобы они и в дождь, и в зной стояли на остановке, чтобы на нем уехать.
Квалификация руководителя. Последним, который был выходцем именно с этого предприятия, знал о его деятельности не понаслышке и мог с закрытыми глазами собрать и разобрать трамвай, был Валерий Клепиков. Он и умер на этом посту. С 2009 года в его кресле сидели пришлые варяги, которые если и видели трамвай, то только с пассажирского сиденья. Нынешний руководитель МУП «Ангарский трамвай» последние семь лет до назначения на должность заведовал транспортными подразделениями Сбербанка. А это, как говорится, две большие разницы. Посмотрим, что у него получится, но начал он как раз с сокращения кондукторов.
Долги. Они шлейфом тянутся за предприятием с середины двухтысячных годов. Только с начала 2017 года в Арбитражном суде Иркутска было рассмотрено около десятка дел по взысканию с МУП «Ангарский трамвай» долгов. В основном за электроэнергию. Всего почти на два миллиона рублей. Где уж тут найти денег на покупку новых вагонов, ремонт путей, зарплату работникам.
Так, может, если предприятие такое проблемное, и закрыть его совсем? Нельзя. Муниципальный транспорт нужен. Хотя бы для того, чтобы сдерживать аппетиты частных перевозчиков. Не мешало бы еще и свой автобусный парк завести на случай непредвиденных ситуаций, в частности для поездок в те места, где рельсов нет. Примеры с микрорайонами Юго-Восточный и Цементный, когда люди из-за забастовки перевозчика мерзли по нескольку часов на остановках и не могли уехать на работу, это с успехом доказали.