Странное, на первый взгляд, утверждение для города, в котором за 66 лет так и не появилось профессионального драматического театра. Не говоря уже об оперном. Ведь опера считается ни много ни мало – вершиной сценического искусства! Но именно к такому выводу пришли участники творческой встречи с Людмилой Локайчук, солисткой оперного театра Staatstheater Cottbus (Германия), лауреатом международных конкурсов, лауреатом Союза театральных деятелей России. Состоялась она 15 августа в малом зале Дворца культуры «Нефтехимик».
Как попала в наш город оперная певица европейского уровня? Очень просто – родом она из Ангарска, выпускница хорового отделения детской школы искусств № 3, занималась в легендарной вокальной студии Тамары Морозенко. Потом была Уральская консерватория, работа в Челябинском и Екатеринбургском оперных театрах, пока участие в вокальных конкурсах не вывело талантливую девушку на европейскую сцену. О своих корнях, об учителях, направлявших её первые шаги к профессии, Люда в далекой Германии не забывает. Признается, что родной город она очень любит и рассказывает о нём при первой возможности. И Ангарск отвечает своей колоратурной звёздочке горячим обожанием.
Главным подтверждением этому стал аншлаг во время встречи: зал был не в состоянии вместить всех желающих послушать Людмилу Локайчук. При том, что широкой рекламы её выступление в рамках музыкальной гостиной ДК не имело. Можно сказать, знали об этом только «свои». И тем не менее здесь были не только члены семьи Люды и её школьные преподаватели. В Ангарске любят хорошую музыку и качественное исполнение!
В свою очередь, германская гостья была очарована выпавшей ей возможностью пообщаться со своими зрителями без «четвёртой» стены. («И на русском языке!» – восклицает стосковавшаяся по родной речи сопрано.) Хотя современные постановщики любят разрушать веками сложившиеся театральные традиции: спектакли теперь модно играть на открытом воздухе, в естественных декорациях. В таких в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини и «Травиате» Джузеппе Верди Люда была занята в Германии.
Она рассказала, что на данный момент выполнила составленный когда-то план-мечту: спела три, на её взгляд, самые красивые и сложные женские оперные партии – Людмилу из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки, Виолетту («Травиата») и Царицу ночи («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта). Пора составлять новый список!
Ангарчане с искренним интересом задавали вопросы, с удовольствием смотрели видеозаписи, иллюстрирующие творчество Людмилы Локайчук. Сама она после недавно завершившегося театрального сезона пела немного – и только на русском.
Тем не менее ценители академического вокала были вознаграждены арией Иоланты из одноимённой оперы Петра Чайковского и вальсом «Весенние голоса» Иоганна Штрауса. Их Люда и её бессменный концертмейстер Ирина Вернохаева подготовили специально для музыкальной гостиной «Нефтехимика». Искрящиеся верхние, бархатистые нижние ноты… Красиво, нежно, артистично, талантливо, вдохновенно. Только мало!
О любимом деле Людмила говорить может долго. С упоением и сверкающими глазами. «Самый сложный, самый синтетичный театральный жанр, который вобрал в себя лучшее из всех остальных видов сценического искусства». Как после такой встречи можно рассуждать о кризисе оперы?! Не иначе, его придумали те, кто отвечает за финансирование культуры. Композиторы создают новые произведения (в том числе специально для Людмилы Локайчук), живут фестивали, молодые исполнители считают оперу высшим достижением человеческой культуры и готовы посвятить этому всю свою жизнь. Как Люда. А ангарский зритель готов слушать её бесконечно, храня в душе надежду на новые удивительные встречи.
Вероника Серёгина