XXIII фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале», носящий имя своего создателя Леонида Беспрозванного, собрал 18-23 августа на берегах хрустального Утулика артистов из 15 театральных коллективов Приангарья и Бурятии. А это 17 спектаклей, почти две сотни хороших людей (плохие в любительских театрах не задерживаются) и бесконечное множество встреч и открытий! Количество привозимых для показа работ уже не вмещается в фестивальные рамки: пара постановок были показаны за полночь. «Театральная осень-2017» приурочена к 80-летию Иркутской области и посвящена творчеству наших земляков-юбиляров: Александра Вампилова, Валентина Распутина и Евгения Евтушенко.
«Любительский» от слова «любить»
Повезло фестивалю с экспертной комиссией! Впрочем, не первый год. Члены жюри не только просты и доступны в общении – они и в Байкале купаются! Неоднократно бывала на «Театральной осени» руководитель литературно-драматической части омского театра «Студия Любови Ермолаевой» Светлана Трифонова. Второй год подряд приезжает к нам из Санкт-Петербурга режиссер, театральный педагог Валерий Зиновьев, ученик и соратник народного артиста России Зиновия Корогодского. Валерий Анатольевич снова привез с собой камеру – оператором фестиваля был питерский профессор!
И, наконец, впервые на фестивале – режиссер и художественный руководитель БУК «ГДТ «Студия Любови Ермолаевой» заслуженный деятель искусств РФ Наталья Корлякова. Наталья Григорьевна двадцать лет работала в любительском театре, прежде чем он получил статус профессионального. Проблемы режиссеров народных коллективов знакомы ей не понаслышке. А главное, ей известны ответы на многие насущные вопросы. Как обходиться в театре без художника-постановщика? Как подбирать «ключи» к каждой новой пьесе? Каких извечных врагов следует опасаться режиссеру?
Дополнительным мастер-классом становилось каждое обсуждение просмотренных накануне спектаклей. Они традиционно и очень точно носят название «Круглых столов с острыми углами» и проходят в знаменитой «Палатке №6». Члены жюри фестиваля не делят артистов на профессионалов и любителей. У режиссеров, работающих с этими творческими категориями, разные задачи – вот и все отличия. Любители порой и фору профессионалам дать могут. Ведь они выходят на сценическую площадку не за зарплату, а потому что по-другому не получается.
Ангарское чудо
Количество творческих команд из Ангарска и качество их работы поразило экспертов. «Сколько открытий! Сколько творческих проектов в вашем городе!» – восхищался председатель жюри Валерий Зиновьев. «Такого нет больше в России! Это обилие любительских театров – исключение из правил, – высказалась и Наталья Корлякова. – Удивительное явление. Его надо поддерживать и изучать».
Свои спектакли в Утулик привезли пять ангарских театров (а их у нас гораздо больше!). Организатор фестиваля – народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» (художественный руководитель и режиссер – Александр Говорин) – показал две работы. Молодежная студия театра представила спектакль «Стечение обстоятельств» по рассказам Александра Вампилова. Уровень проникновения в вампиловский текст был настолько высок, что жюри сочло достойным «Приза Бабы Кати» (имя легендарной иркутской актрисы Екатерины Барановой носит конкурс актерских работ) один из актерских дуэтов спектакля – Лилию Ореховскую и Владислава Разумеенко. Не последнюю роль сыграла здесь магия поезда, талантливо воссозданная художником-постановщиком Вячеславом Прошиным и усиленная песнями под гитару в исполнении ребят.
«Страсти по Торчалову» по одноименной пьесе заслуживают отдельного и подробного разговора. Спектакль – премьера этого года – уже достаточно «оброс плотью» (как говорят в театре), чтобы произвести сногсшибательное впечатление на публику. Он приоткрывает завесу тайны над нестареющими вопросами: как надо жить и что с человеком может происходить на границе жизни и смерти. Думаю, мнения членов жюри скажут сами за себя: «Профессиональная работа профессионального режиссера и профессиональных артистов»; «одна из лучших постановок пьесы Никиты Воронова»; «праздник души».
Валерий Анатольевич признался «чудакам»: «Мой критерий профессионализма очень прост: хочу я быть с этими людьми или нет. Так вот: я – актер вашей труппы!» Исполнитель роли Торчалова, Владимир Путято, получил «Приз Бабы Кати». Специальным призом жюри награжден Сергей Метелкин, сыгравший шофера Семена Кушкина, «актер от бога, которого с радостью принял бы любой профессиональный театр».
Еще один праздник – «пир для глаз и ушей», по словам жюри – приготовил шоу-театр масок Алексея Пермякова (ДК «Энергетик»). Персонажей спектакля «Не все то золото, что блестит» – богатыря Алешу Поповича с компанией, маски для которых изготовил художник и автор инсценировки Вячеслав Прошин, – озвучили известные в нашем городе люди, часть которых трудится в администрации городского округа. Соединение «административного ресурса» с искусством удалось на славу – от профессиональных дублеров не отличить! Участницами спектакля были также юные артистки цирковой студии «Пирамида» (руководитель Лариса Огнева).
Театр «Росток» (школа №4) под управлением Александра Говорина напомнил зрителям, что каждый сам решает, какой след оставить после себя, в спектакле «Нулик в Стране чисел». Кстати, Нулик – актриса Юлия Рейка – получил специальный приз жюри.
«ПапаМУЧИТЕЛЬНУЮ – папамУЧИТЕЛЬНУЮ СКАЗКУ» по пьесе Дмитрия Войдака, наполненную массой театральных выразительных средств и бьющей через край позитивной энергетикой, показал театр «Шкода» (школа №11, режиссер Ольга Горбунова). В поселок Китой увезла специальный приз жюри Ксения Ружникова – актриса, сыгравшая в этом бурлеске роль мамы.
Еще одну «Бабу Катю» получил самый взрослый актер молодежной студии театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи – Сергей Бондарев. Он исполнил роль рыбака в «Часе моржей» – спектакле заслуженного работника культуры России Тагира Хамитова по «черным» комедиям-одноактовкам драматурга Олега Ернева.
Продолжение читайте в следующем номере.