Прошедшая в июле выставка прикладного творчества «Девичий хоровод» стала триумфом лучших мастериц Ангарска. Экспозиция в Художественном центре собрала замечательные образцы народного творчества, претендующие на звание предметов искусства. Здесь каждый экспонат – это чудо рукоделия. И стоит только дивиться, сколько же у нас в городе живет талантливых, увлеченных творчеством мастериц. Одна из них – Юлия Снежная (Кулешова).
Ее работы стали несомненным «хитом» выставки «Девичий хоровод». Они привлекают неизменное восторженное внимание всех участников и посетителей ярмарок «Ангарский Арбат». Сегодня мы хотим рассказать читателям некоторые секреты цветочных шедевров Юлии Снежной.
… Она не использует в своем творчестве кисти, краски и карандаши. Но лично я считаю ее настоящим живописцем. Свои картины Юлия Снежная вышивает лентами. Согласитесь, даже глядя на черно-белые фотографии ее работ, в это сложно поверить. А когда рассматриваешь эти картины воочию, так и хочется потрогать и понюхать цветочные бутоны, которые выглядят как настоящие. Кажется, не прошло и часа, как эти пионы срезали с клумбы! Эффект живых цветов потрясает воображение! Какое-то волшебство, а не рукоделие…
«С иголкой и ниткой я дружу с детства, – признается Юля. – Сколько себя помню, всегда что-то шила и вышивала. В основном, конечно, крестиком. Эта традиционная техника вышивки, которую со временем я очень хорошо освоила. Параллельно занималась разными видами творчества – благо сейчас немало материалов для этого. Знала я и о вышивке лентами. Но желание сделать что-то свое в такой технике возникло несколько лет назад, а если точнее, то в декабре 2015 года, когда увидела в Интернете работы действительно достойные и интересные. В первую очередь, конечно, привлек эффект объема изображения на таких картинах. Цветы выступают из полотна, сами тянутся в руки. Я тогда заказала набор для вышивки лентами. Эти первые ромашки в моем исполнении выглядели очень… жалко. Ни объема, ни натуралистичности. И я поняла: мало знать принцип техники вышивания – нужен опыт, умение работать с гибким, но не всегда послушным материалом. Посмотрела в Интернете всевозможные мастер-классы, получила платные рекомендации от известных мастеров. Но главное – вышивала день за днем, цветок за цветком».
Пионы, розы, анютины глазки, маки, ромашки, васильки… По словам Юлии, каждый новый цветок – это своя техника вышивки. Сначала она детально изучает оригинал – живые бутоны, лепестки и листья. Потом пробует сделать что-то похожее атласными лентами – протягивает их сквозь габардиновое полотно, сворачивает, скручивает, закрепляет изгибы. Иногда, чтобы найти принцип вышивки того или иного цветка, требуются чудеса изобретательности. Легче всего дались мастерице любимые ею ромашки. Хоть первый блин и оказался комом, но именно та работа из набора научила ее, как атласную ленту укладывать в красивые соцветия. Сейчас десятки ее ромашковых картин украшают дома ангарчан. Непросто Юлии дались красавицы розы. Свое первую картину букета из роз она переделывала восемь раз! Вышивала за ночь, а к утру все распарывала и распускала. Только последний вариант прошел строгую авторскую «самоцензуру». В итоге стебли цветов приобрели даже характерные и весьма колючие шипы! Кстати, эту картину приобрел мужчина, страстный любитель роз.
«Не сразу у меня получилась и сирень, – признается Юля. – При внимательном рассмотрении кистей кустарника можно увидеть простейшие соцветия. Но вышить их лентами весьма не просто! Чтобы добиться схожести, я пробовала разные способы, просила совета у интернет-коллег. Но в итоге «секрет» правильной вышивки нашла сама. Есть работы, в которых использовано более 170 цветков сирени. Природа щедра на цветы, нужно соответствовать ей!»
Для большей достоверности в изображении ваз мастер использует гель с эффектом стекла. Натуралистичность – главная фишка ее картин. При этом Юля не добавляет красивости своим цветам. Где-то лепесток пожух немного, где-то он имеет неправильную форму, тут стебелек наклонился не в «такт» всему букету. Но именно поэтому при виде ее работ каждый второй с восхищением восклицает: «Как живые!»
У Юлии Снежной есть еще два «козыря», благодаря которым вышитые картинки становятся настоящими картинами. Первый – это фон для цветов. Он часто весьма живописен. Такая «декорация» сразу погружает вышитый натюрморт в художественную реальность. По словам автора, она работает с печатными принтами. Выбирает понравившуюся картину (часто за основу берется определенная художественная работа какого-то живописца). По заказу печатает принт на габардиновом полотне. А потом «выписывает» на нем свои цветы. Причем в последнее время делает это исключительно белыми атласными лентами. И эта вторая особенность ее вышивки. Но ведь букеты такие разноцветные, а полутонов в них не счесть! Единственный способ добиться такого при использовании белых лент – это колорирование. Вышитые лепестки Юлия Снежная красит и тонирует разными красками и разным образом. Некая размытость красок, переход одного цвета в другой придает бутонам их природный вид. Картина «Космеи», на мой взгляд, высший «пилотаж» художественного колорирования. Могу поклясться, что точно такие же вижу каждый день в соседнем палисаднике. Через несколько дней с них слетят последние лепестки, а букет Юлии Снежной и морозной зимой будет выглядеть свежим и нарядным. Мастерица не скрывает, что в каждую цветочную фантазию вкладывает частицу своей души, своего настроения, своей мечты. И это главный секрет «живых» картин, вышитых тонкой лентой.