«Недавно в одном из супермаркетов я столкнулась с неприятной ситуацией. Решила купить масло подсолнечное, которое согласно ценнику стоило 74 рубля. Однако на кассе магазина стоимость продукта неожиданно выросла на 15 рублей! Продавец ничего вразумительного не могла пояснить мне по этому поводу, в итоге меня же еще попросили не задерживать очередь. Отказавшись от покупки, я вызвала волну негодования покупателей, так как кассиру пришлось снимать позицию, а это требует времени. Но ведь в моей ситуации мог оказаться любой!»
Ольга Захарчук
Мы попросили прокомментировать описанную нашей читательницей ситуацию юриста ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста» Веру Захарову.
– К сожалению, история Ольги Захарчук не единична – с подобным сталкиваются многие ангарчане. Причем расхождение цены, указанной на ценнике товара и проводимой по кассе при оплате товара, как правило, идет в сторону увеличения стоимости покупки. Зачастую все доводы, приведенные кассирами и администраторами магазинов, сводятся к тому, что данное несоответствие произошло в связи с приходом разной партии товара, а также с элементарной нехваткой персонала (нет возможности вовремя произвести смену ценника) и т.п. Однако все приведенные аргументы не оправдывают торговое предприятие и произошедшее является прямым нарушением прав потребителя. Согласно п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно представлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая покупателю возможность сделать обдуманный выбор.
По закону стоимость товара, указанная в ценнике, является публичным предложением, изменить которое продавец не имеет права. Ценники должны быть единообразными и четко оформленными, содержать информацию о наименовании товара, сорта, цены за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печать организации, дату оформления.
Расхождение стоимости товара на ценнике и в чеке нарушает права потребителя, которое в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ влечет административное наказание в виде штрафа: от 500 до 1 000 рублей – для должностных лиц, от 5 000 до 10 000 – для юридических лиц.
В случае столкновения с нарушением прав потребитель имеет право пригласить администратора магазина и потребовать исправить нарушение, а именно продать товар с учетом стоимости, указанной в ценнике. В случае отказа покупатель может обратиться с заявлением в территориальный отдел Роспотребнадзора. При этом человеку необходимо зафиксировать несоответствие цены, указанной в ценнике и оплаченной на кассе, сфотографировать ценник, сохранить кассовый чек. В книге отзывов и предложений описать суть ситуации, указав подробно, что покупали, какая цена была указана на ценнике и в чеке. Указать контакты для письменного ответа. Роспотребнадзор обязан инициировать проверку и в случае подтверждения приведенных нарушений наложить штрафные санкции на магазин.