Съемки игрового короткометражного фильма под таким рабочим названием в середине сентября завершаются в Ангарске. Возможно, кто-то из наших уважаемых читателей видел в августе-сентябре группу молодых людей с камерой, большим микрофоном, мотками проводов и узнаваемой киношной «хлопушкой» на площади Ленина или в 11 микрорайоне? Так выглядела съемочная группа на выезде во главе с начинающим режиссером Дмитрием Павловским.
Выпускник ангарского театра «Факел» и студент четвертого курса факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры (кафедра киноискусства, мастерская режиссера-документалиста Александра Марутяна) снимал в родном городе свою курсовую работу.
В июле мы писали, что Дмитрию для съемок нужен автобус. По сценарию, который он написал сам, главный герой фильма – ничем не примечательный страховой агент, погрязший в одиноких серых буднях настолько, что потерял имя и желание жить, – является своеобразным «пленником» автобуса, который везет его на работу в окружении столь же «потухших» людей. Фильм должен стать символическим предупреждением об опасностях «зоны комфорта».
Найти автобус помогла начальник управления по культуре и молодежной политике администрации АГО Марина Шкабарня. «Спасибо огромное! Когда ощущаешь поддержку со стороны официальных лиц, это так вдохновляет, – делится Дима. – Мне не просто машину дали, а на два дня, с водителем – автобус превзошел все мои ожидания!» Аппаратуру для съемок предоставила гимназия №8 (директор Ольга Черниговская), где учился наш студент, – гимназическая телестудия «Мост» под руководством Ольги Мальцевой. С декорацией помог Олег Комаров. Всем им Дмитрий очень благодарен.
Но особенно, конечно, он признателен родному «Факелу», актеры которого стали и помощниками, и артистами.
– Съемки оказались сложнее, чем я предполагал, – рассказывает Дмитрий Павловский, – основная сложность заключалась в обилии массовых сцен. На профессиональной площадке у режиссера всегда есть помощники: второй режиссер, ассистенты. Я же был один: с одной стороны, это помогло определить свои ошибки и профессиональные недоработки, с другой – съемки стали настоящей проверкой на дружбу. «Факельцы» помогали мне во всем. Я впервые работал с ними не как актер, а как режиссер, можно сказать это моя новая роль в театре. Справился ли я с ней – судить зрителю. Но с ребятами было комфортно, я в них не ошибся! Без своего театра я бы ничего не смог, спасибо Александру Ивановичу (Кононову, режиссеру заслуженного коллектива народного творчества «Факел» – прим. авт.) за возможность поработать с «факельцами»! Главную роль в фильме исполнял Николай Коваль, он мои требования понимал моментально и выдавал те эмоции, которые были мне необходимы. Его партнершей по площадке была Валерия Валентюк (студентка актерского факультета ГИТИСа), которая снова доказала, что она профессионал. Основными персонажами фильма стали давно знакомые ангарскому зрителю актрисы Инна Черниговская и Людмила Процик. Кстати, роли, которые они исполняли, я писал именно под них – и они меня не подвели.
– Я человек театра, и сцена для меня – самое родное место, где я себя чувствую собой, – подхватывает Николай Коваль, – но от предложения моего давнего друга Димы Павловского не смог отказаться. Однажды мы с ним уже снимались, он выполнял задание на втором курсе, и там я тоже исполнил главную роль. В этот раз проект Димы оказался намного сложнее, стал настоящим испытанием. Мы снимали и в кинопавильоне, и на улице, и в движущемся автобусе, и даже в лифте! Играть перед камерой и на сцене – большая разница. В театре намного сложнее, в кино все-таки можно с помощью монтажа и смены кадров спастись. Зато теперь еще с большей уверенностью могу сказать, что театр нравится мне больше. Театр живой, а кино – синтетический вид искусства. Спасибо нашей дружной команде и моим партнерам по площадке, для каждого из нас это был новый и интересный опыт.
– Особую благодарность хочу выразить студийцам «Факела», – продолжает Дима. – Ребята выкладывались на все сто! Никто из нас не имеет специального образования. Мой оператор, Андрей Черниговский, делал невозможное и настолько погрузился в работу, что фильм и для него стал детищем. Он переживал абсолютно за каждый кадр. И я с уверенностью скажу, что они «дышат», а это прекрасно! У меня была чудесная команда! Например, Анна Мизюканова и Карина Кацура настолько четко поняли принципы работы звукорежиссера, что мой контроль им не требовался, они сами знали, когда, что и где нужно подписать. Алина Иванова стала моей «хлопушкой» – это один из самых важных людей на съемочной площадке, – она без лишних вопросов сама контролировала процесс. Моими ассистентками были Кристина Комарова и Ксения Лопатина – эти две прекрасные девушки подхватывали ситуацию в самые сложные моменты и буквально спасали нас, когда что-то шло не по плану. Я убедился, что снимать в родном городе – это была хорошая идея. Моя семья, мои театралы, мои друзья помогали мне так, как никто не помог бы в столице! Теперь я думаю диплом снимать в Ангарске, а было бы отличным делом сделать Ангарск столицей кинематографа в регионе, ведь у нас все для этого есть!
Вероника Серёгина