Проблема перевода светофоров на новый режим работы уже которую неделю бурно обсуждается ангарчанами. Некоторые даже стали сравнивать наш небольшой город с Москвой, которая вечно стоит в пробках. На самом деле и раньше-то вечером в час пик на некоторых улицах автомобилям приходилось выстаивать несколько смен сигналов, чтобы продвинуться вперед, а сейчас и вовсе караул.
На перекрестке улиц Ворошилова и Чайковского красный сигнал светофора для машин горит 75 секунд! За это время можно найти любимую музыку на флешке, написать комментарий в соцсетях, накрасить губы, попросить по телефону сына почистить картошки на ужин. А уж если попал в пробку, то и ногти на руках лаком накрасить. В этом смысле женщинам больше повезло, чем мужчинам: им всегда есть чем заняться в свободное время. Но это если никуда не торопишься, что в нынешние времена бывает редко. По факту же каждая пробка – это километры нервов, пока доедешь на работу или домой.
Пешеходам после нововведений тоже легче не стало: если раньше перекресток улицы Горького с проспектом Карла Маркса на зеленый сигнал светофора успевал пройти и стар и млад, то сейчас уложиться в отведенные 15 секунд под силу только здоровым и сильным. Пожилые люди и родители с маленькими детьми заканчивают переходить дорогу уже на красный. Если не успел, то следующего разрешающего сигнала придется ждать 1 минуту 40 секунд. (И при этом еще автомобилисты возмущаются, что им не хватает времени проехать!)
Аховая ситуация для пешеходов и на перекрестке Карла Маркса с Файзулина. Здесь зеленый свет для них горит тоже всего 15 секунд – этого хватает, только чтобы пройти полдороги и остановиться на трамвайных путях. А чтобы перейти с угла 80 квартала до угла 89-го, нужно дождаться трех смен светофора! При этом разумную идею перейти дорогу по диагонали (раз уж все равно все машины стоят) осуществить невозможно – опять же из-за малой длительности разрешающего движение сигнала. А ведь в этом районе три школы! Дети долго ждать не умеют и не будут. Да что говорить, даже взрослые, которых, казалось бы, уже приучили стоять на красный, плюнув на все, теперь идут на него, потому что пять минут переходить один перекресток – это нонсенс.
Мы пытались выяснить, с чем были связаны эти нововведения, но ГИБДД по поводу произошедших перемен хранила гордое молчание, вначале футболя журналистов с одного телефона на другой, а под конец потребовав письменный запрос.
Путем поиска в Интернете удалось выяснить, что «неудобства» на дорогах связаны с изменениями, внесенными аж в 2014 году в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункт 7.1.2 которых гласит: «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования».
Вследствие этого нововведения в пробках застряли все автомобилисты России. Как выпутываться из создавшегося положения ангарчанам, решали на октябрьском заседании постоянной комиссии Думы по общественной безопасности, правопорядку и экологии. Отчет о заседании выложен на официальном сайте администрации АГО.
По словам Андрея Коноплева, начальника ОГИБДД УМВД России по городу Ангарску, с начала 2017 года в Ангарске в зоне регулируемых пешеходных переходов произошло 68 ДТП, 35 из которых – это наезды на пешеходов по вине водителей. Объяснение этому простое: при двухфазной работе светофоров автомобили, поворачивающие направо, должны учитывать пешеходное движение, потому что люди переходят дорогу вместе с параллельным потоком машин. Случается, что водитель при повороте направо концентрирует свое внимание на сигнале светофора, смотрит только влево и сбивает пешехода справа. Чтобы исключить такую вероятность, и было придумано изменение в законе.
Практика показала, что ни пешеходам, ни водителям легче жить от этого не стало.
Как мы уже говорили выше, Ангарск не единственный город, столкнувшийся с такой проблемой. Специалистами было придумано несколько вариантов решения вопроса. Один из них – регулирование длины сигналов светофора в зависимости от количества машин в разное время суток и с учетом основного направления движения. Например, в Ангарске большая часть машин утром едет по Коминтерна в направлении НПЗ и ТЭЦ-9, а вечером – обратно. Хорошо было бы в часы пик увеличить длину разрешающего сигнала в нужном направлении, чтобы избавить автомобилистов от пробок. Но для этого нужна автоматизированная система управления дорожным движением. По словам Василины Шуновой, прозвучавшим на заседании, сегодня только на внедрение такой системы на территории Ангарска потребуется более 8 миллионов рублей. Дополнительно необходимо будет оплачивать содержание диспетчерского пункта. Установка полностью автоматизированных систем, которые работают без диспетчера (как в крупных европейских городах), местному бюджету вообще не под силу. К тому же окончательно проблему это не решит, так как внедрение подобных систем никак не повлияет на количество машин и ширину наших дорог.
Еще варианты решения проблемы: ночью (да даже и днем) на некоторых перекрестках практически не бывает большого скопления пешеходов, поэтому в это время фазу «пешеходный переход» можно включать через несколько циклов. А если интенсивность пешеходного потока на перекрестке небольшая, то проще поставить на светофор кнопку, чем каждый раз копить тут автомобили.
Кроме того, в пробках нередко виноваты сами автомобилисты, искусственно сужающие полосы движения: например, у поликлиники №1 припаркованные машины «съедают» одну полосу из двух, не позволяя остальному транспорту быстро подъехать к светофору.
После всех обсуждений участники заседания депутатской комиссии сошлись во мнении, что избавить город от пробок можно не только с помощью регулировки работы светофорных объектов, но и посредством строительства инженерных сооружений. Но не кольцевых развязок, на которые в бюджете нет денег, и уширения дорог, на которые нет места, а надземных переходов.
В их появление верится слабо – на многих перекрестках у нас трамвайные пути, следовательно, переходы придется поднимать над контактной сетью. Пожилым людям и маленьким детям подниматься и спускаться по лестницам будет тяжело и неудобно, а это значит, что они будут пытаться пересечь дорогу с риском для жизни.
Хотя в любом случае решение искать надо. Ведь сейчас не дождавшиеся зеленого пешеходы снова идут на красный. Тут и до ДТП, которого всеми силами стремится избежать ГОСТ, недалеко.