Фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье», несколько лет подряд проводящийся в нашем ангарском селе Савватеевка, занял первое место во Всероссийском конкурсе событийного туризма. О том, что это значит для самого «Лукоморья» и для всех ангарчан, рассказали вернувшиеся из Липецка (там проходил финал конкурса) учредитель фестиваля Иван Бутенко и его исполнительный директор Александр Смокотин.
– С кем вам пришлось конкурировать?
– Всего на фестивалe было представлено более 600 проектов. В финал, который состоялся в Липецке, отбирали по округам. Мы участвовали сначала в региональном этапе Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В финал прошли в числе 13 победителей. Вместе с нами из Иркутской области поехали братчане – они тоже пытались привлечь туристов в свой северный город.
Честно скажем: когда мы приехали в Липецк и поняли, с кем придется конкурировать, то были ошарашены. Ну разве может Ангарск состязаться с Санкт-Петербургом в привлечении туристов? Или с Самарой, которая входит в знаменитое Золотое кольцо России?! Там были представлены известнейшие туристические проекты страны. И многие участвовали в этом фестивале не первый год.
– Что-то из увиденного поразило?
– Конечно! К примеру, Питер проводит фестиваль для 90 тысяч байкеров! Они привезли видеозапись с этого фестиваля. Со всей страны и из-за рубежа к ним ради этого съезжается народ. На Алтае проводят Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Муром проводит Музыкальный народный фестиваль в честь Петра и Февронии Муромских. Очень много замечательных проектов, на которые туристы съезжаются в города, их проводящие. Честь и хвала тем, кто привлекает народ (и доход!) в свои муниципалитеты.
А вот информация о нашем регионе неприятно удивила. Ни в одном из справочников в сфере событийного туризма нет ни слова об Иркутской области! Это позор для региона, в котором находится настоящая жемчужина – Байкал. Неужели нам нечего предложить туристам?!
– Фестивали для 90 тысяч человек – это, наверное, очень затратно. Организаторы проектов сообщали, где берут деньги на свои мероприятия?
– Безусловно, обязательно говорили об этом. И бюджеты порой были колоссальные – 22 миллиона рублей, 40 миллионов… Конечно, для нас это заоблачные суммы. Но там прямо говорили – «проводится при прямой поддержке региона». Увы, у нас этого нет. Нам никто не помог. Даже презентацию мы делали сами. Как получилось – так получилось. Фестиваль проводили на свои деньги, представляли его тоже на свои. Ни область, ни город финансовой поддержки не оказали.
Хотя… Не везде большие средства, скажем честно, идут на пользу. Люди, чтобы представить свои проекты, целые хоры привозили. Но нам показалось, что это из той серии, когда строят дом и что-то не соблюдено в пропорциях. Тогда этот дом начинают активно украшать всякими рюшечками, чтобы выгодно продать. Но в жюри сидели настоящие профессионалы. И они оценивали не только то, как представлен проект. А то, какой доход, какую пользу он принесет муниципалитету, региону. У нашего проекта не такие большие вложения, зато есть доходность. И ради «Лукоморья» туристы в город поедут.
– Где сейчас благодаря вашей победе появится информация о «Лукоморье» и об Ангарске, где проводится фестиваль?
– Она будет в Национальном календаре событий, который поддерживают Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по туризму. Буклеты с нами и нашим городом появятся за рубежом. Так что Ангарску надо готовиться к наплыву туристов.
– А денег в виде премии за первое место не дали?
– Уж чего нет, того нет. Знаете, звезда Мишлен, которую получают лучшие рестораны мира, тоже денег не дает. Зато это такая реклама, что люди со всей планеты хотят туда приехать. Надеемся, что и к нам захотят!
– Интересно, вот приедут люди в «Лукоморье» и заодно пожелают, конечно, город посмотреть. А у нас, скажем прямо, не культурная столица. Что делать?
– Там, на конкурсе, мы поняли, что всем нам надо лучше позиционировать свой город. И малым городам это доступно! Ну вот, например, одни зазывали туристов к себе тем, что у них родилась и выросла певица Валерия. А другие говорили, что у них производится каждая десятая пачка стирального порошка в стране. А нас спрашивали: «А что у вас в Ангарске?»
И мы перечисляли: Музей часов, Музей Победы… Но как-то народ не «загорался». И тут вспомнили случайно – а ведь именно в нашем городе придумали пятидневную рабочую неделю! И народ ожил. Все заинтересовались Ангарском. Ведь это событие куда глобальнее, чем рождение певицы Валерии.
А то говорят: «Ангарск – простор для побед». Звучит-то безлико. Нам надо вспомнить историю города, выбрать те ключевые события, благодаря которым мы будем узнаваемы! И каждый скажет: «А, Ангарск! Знаю!»
•••
Ведущий специалист по стратегическому развитию территории Дарья Конина рассказала, что администрация Ангарского городского округа тоже без дела не сидит. Разработали и выпустили туристическую карту с указаниями наиболее интересных мест (в их число вошли «Лукоморье», Музей часов, Музей Победы, Музей минералов, улица Ленина и знаменитые «квартальские» мозаики на домах). А еще – брошюру под названием «Ангарск – простор для впечатлений». И то, и другое появится в турфирмах, в гостиницах, на вокзалах и в аэропорту.
Одно удивило – материалы почему-то изданы только на русском. В то же «Лукоморье» только в прошлом году приехали люди из 26 стран. Может, сделать и англоязычный вариант? Да и китайский не помешал бы. Оттуда к нам много туристов едет.
Если уж взялись за продвижение города – давайте сделаем это правильно, мощно и дружно. «Лукоморье» дало старт. Все остальные, кто хочет заработать на туристах, добро пожаловать в упряжку!