Встреча со старыми добрыми друзьями – всегда большая радость. Поэтому поездка в Омск на фестиваль «Неделя экспериментального театра», который проводился в этом году в четвертый раз, была для коллектива ангарского «Факела» на редкость приятной. Театр пригласили сами организаторы фестиваля – сестры Наталья и Анна Козловские, режиссеры театров «Карусель» и «ШуМиМ».
Дружба Ангарска с Омском завязалась в Международном летнем театральном центре, на фестивале «Сибирская рампа», который сейчас невозможно представить без сестер Козловских. Их можно назвать воспитанницами фестиваля: сначала приехали на Ольхон в качестве актрис театра «ШуМиМ», затем, окончив режиссерское отделение Щукинского театрального училища, сами стали руководителями театров. Они создали собственный театральный фестиваль, взяв за образец «Сибирскую рампу».
С 10 по 17 октября в Омске побывали со своими экспериментальными постановками театры из Новосибирска, Екатеринбурга, Перми. Принимающую сторону представлял десяток коллективов. В жюри фестиваля были хорошо знакомые ангарским театралам по Ольхону режиссеры-педагоги РАТИ Татьяна Тарасова и Олег Волынцев.
Ангарчане участвовали в Неделе экспериментального театра впервые. Они привезли на фестиваль уже вызвавшую много споров «Утреннюю жертву» по пьесе Владимира Малягина – притчу об искушении пожертвовать идеалами. Каждый из нас ежедневно подвергается подобному испытанию, огромное большинство его не выдерживает. Спектакль вновь оказался в центре горячего обсуждения, многие посчитали его всего лишь удачной этнографической картинкой – ведь речь в пьесе идет о временах ацтеков. По словам режиссера «Факела» Александра Кононова, экспериментальность спектакля в том и заключается, чтобы вернуть зрителей к категории содержания, вновь научить их видеть за внешним планом постановки авторскую и режиссерскую мысль. К сожалению, зритель стал от этого отвыкать, во главу угла выносится шоу. Театру нужно стремиться вперед (или назад?): от фокусов на сцене – к Станиславскому.
«Факельцы» не могли не отметить, что в Омске театральная жизнь бьет ключом – в городе несколько профессиональных и экспериментальных театров, к которым относятся и коллективы сестер Козловских, активно осваивающих театральное пространство. Очень порадовало и то, что омская публика (не в пример ангарской) приучена к театральному зрелищу.