Проблема аварийности на дорогах Ангарска остро стоит не первый год. Только с начала этого года в нашем городе произошло около 200 аварий, в которых пострадали 220 человек (21 погиб). Анализ ситуации позволяет выявить несколько причин такого положения дел. И одна из них – грубое нарушение правил ПДД, регламентирующих движение машин в районе пешеходных переходов. «Зебра» для многих ангарских водителей – не повод снизить скорость движения и пропустить пешеходов. Особенно остро проблема стоит на нерегулируемых пешеходных переходах (за 10 месяцев этого года в Ангарске совершено 75 наездов на пешеходов). Однако и на переходах, оборудованных светофорами, дело обстоит не лучше. Неделю назад под колесами машины оказалась 12-летняя девочка, которая переходила улицу Горького на зеленый сигнал светофора…
Красный сигнал
Для организации безопасного движения на дорогах и приведения работы светофорных объектов в соответствие новым требованиям ГОСТа с начала осени этого года в Ангарске началась переустановка режима работы светофоров. Толчком к этому послужил судебный иск ГИБДД к администрации округа. В рамках исполнения решения суда управлением ЖКХ был заключен муниципальный контракт по оснащению светофорных объектов дополнительными пешеходными фазами и регулировкой. По словам начальника ведомства Василины Шуновой, в контракт за счет местного бюджета вошли 17 светофоров Ангарска, еще пять были «перепрофилированы» в рамках проекта «Единой России» «Безопасные и качественные дороги». В итоге движение на всех крупных перекрестках города стало подчинено отдельным фазам для автомобилей и пешеходов. Говоря простыми словами, при одном режиме едут только машины, а пешеходы по всем направлениям стоят, при другой фазе – люди могут переходить дорогу по всем «зебрам», а машины ожидают смены фазы. Нововведение пришлось по душе далеко не всем участникам дорожного движения. Почти сразу и в ГИБДД, и в управление ЖКХ, и в СМИ начали поступать жалобы от горожан. Причем характер недовольства и у пешеходов, и у водителей один и тот же – слишком долго приходится ждать своего сигнала светофора. Всем кажется, что для них красный свет горит особенно долго! То, что жалобы небезосновательны, подтверждают и пробки на дорогах в часы пик! Город забит транспортом – сегодня в Ангарске зарегистрировано более 85 тысяч автомобилей.
Жёлтый сигнал
Особенно непросто сложилась ситуация на перекрестке улиц Горького и Ворошилова. Традиционно здесь светофоры работали в двухфазном режиме, то есть люди переходили дорогу вместе с параллельным потоком машин. Нередко возникали ситуации, когда водители при повороте направо совершали наезд на пешеходов. Чтобы исключить такую вероятность, закон обязал включать отдельную фазу для пешеходов на светофорных объектах, при которой движение автомашин полностью запрещено.
В результате введения трехфазного режима работы светофоров увеличилось время ожидания зеленого сигнала для всех участников дорожного движения. Жалобы на пробки на этом перекрестке, который является одной из основных транспортных развязок города, поступали десятками каждый день. Учитывая обращения автомобилистов, дополнительную светофорную фазу для пешеходов по согласованию с ГИБДД отключили.
«Мы пошли на это, полагаясь на законопослушность водителей, – говорит старший государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ангарску Александр Израилев. – Однако хватило несколько дней, чтобы признать эксперимент неудачным. 9 ноября на этом перекрестке совершён наезд на ребенка. Около пяти часов вечера водитель автомашины «Киа-Бонго», двигаясь по улице Ворошилова со стороны улицы Глинки, при повороте направо на разрешающий (зеленый) сигнал светофора допустил наезд на несовершеннолетнего пешехода, 12-летнюю девочку, которая переходила проезжую часть улицы Горького по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. В результате ДТП несовершеннолетняя получила тяжелые травмы и была доставлена в городскую детскую больницу. В первый же рабочий день после случившегося, 13 ноября, светофорные объекты вновь отрегулировали так, как они работали после реконструкции: теперь на перекрестке улиц Ворошилова и Горького снова действует трехфазный режим работы светофоров».
Так что больше никаких экспериментов по возврату к прежним, привычным ангарским водителям, режимам светофоров не будет. Сообщение об этом вызвало новый всплеск негодования у водителей – обсуждая аварию на перекрестке в соцсетях, некоторые водители требуют назвать имя нарушителя, из-за которого их лишили удобного режима светофоров.
Зелёный сигнал
Несчастный случай подтвердил, что наши водители еще не готовы уважительно относиться ко всем участникам движения. Возможно, ситуация со временем изменится. Фазы, которые выделены отдельно для пешеходов, являются более безопасными при переходе проезжей части. Водителям следует быть внимательными (особенно на пешеходных переходах вблизи детских садов и школ), соблюдать правила, быть культурными по отношению ко всем участникам дорожного движения. С ноября этого года сумма штрафа за то, что вы не пропустите пешехода, увеличена до 2,5 тысячи рублей.
Необходимость выделения отдельных фаз для пешеходов еще раз обсуждалась на пресс-конференции 16 ноября. По словам начальника управления по капремонту, ЖКХ, связи и транспорту Василины Шуновой, подрядная организация, работающая по муниципальному контракту, завершит оборудование новых светофорных объектов до 15 декабря.
Справедливости ради хотелось бы обратить внимание власти и еще на одну причину недовольства ангарчан новыми светофорами – люди не успевают перейти дорогу на свой сигнал светофора! На многих перекрестках зеленый свет горит так мало, что переходящие по «зебре» пешеходы оказываются на середине дороги, когда светофор разрешает движение машинам. К примеру, при переходе улицы Чайковского (в районе «Дома книги») и улицы Социалистической (напротив ТЦ «Фея») пешие участники движения спасаются от спешащих машин на трамвайных путях. Начав движение с первых секунд зеленого сигнала, они как раз добираются туда к смене цвета. А если в это время идет трамвай, то ситуация напрямую зависит от благоразумия окружающих водителей. По словам Александра Израилева, в отдел ГИБДД такие жалобы тоже поступают. Но режим светофоров отрегулирован в соответствии с ГОСТАМи, которые не учитывают возрастное и физическое состояние пешеходов. Мамы с колясками и малолетними детьми, пожилые люди, инвалиды в этих расчетах, скорее, исключение, чем правило. Правда, от этого их меньше на дорогах не становится. К счастью, не становится. ГОСТЫ меняются, а жизнь человека все так же бесценна. Берегите себя и своих близких!