К кому приходит соцработник?
…Миф о том, что соцработник нужен только самым беспомощным людям, Любовь Стафиевская опровергла с первых минут знакомства. Услышав звонок, она радужно распахнула дверь: «Проходите! Мы вас с Анечкой ждем! Милости просим к столу!» 30-летняя Анна Максимова в этом доме давно уже своя. Они вместе планируют, что купить в магазине на ужин, когда постирать постельное белье, поменять шторы, затеять генеральную уборку. Фотографии в семейном альбоме Любови Кирилловны Аня знает не хуже хозяйки дома. Со стороны кажется, что она внучка Любови Кирилловны. А на самом деле – социальный работник. Два раза в неделю она приходит сюда, чтобы навести порядок, принести свежие продукты, а самое главное – расспросить о пережитом за последние дни, узнать о самочувствии, обсудить прочитанные книги… Иной раз Любовь Кирилловна снимает со стены свою гитару, и тогда в доме звучат замечательные душевные песни.
«Я, конечно, бодрюсь, но в последние годы здоровье подводить стало, имею группу инвалидности, – признается нам Любовь Кирилловна. – В июле этого года 80-летний юбилей отметила! Из-за перенесенных травм стали руки болеть, поднять вверх их не могу. И наклоняться мне трудно. Так что без Ани мне бы сложно пришлось. А нашла ее для меня моя младшая дочь Галя, которая живет в Кемерово. Весной она позвонила в центр «Веста», обо всем договорилась по телефону. Раньше я и не знала, что можно обрести вот такую помощницу».
Любовь Стафиевская рассказывает о своей жизни – Аня дополняет. За восемь десятков лет немало всего прожито. Долгие годы она работала в леспромхозе на севере, была воспитателем, потом заведующей детским учреждением. Подняла на ноги трех своих детей, помогла воспитать внуков. Когда двадцать лет назад в Ленске случилось сильное наводнение, Любовь Кирилловна переехала в Ангарск. Оказавшись в новом городе, она не растерялась. Нашла себе занятие по душе – ходит в клуб общения и культуры, знакомится с историей и национальными традициями разных стран, поет, участвует в театрализованных представлениях, посещает литературные вечера в библиотеках. О пьесах Вампилова пенсионерка говорит с воодушевлением, о случившихся в ее жизни неприятностях – вскользь.
«Вы не подумайте, дети и внуки меня не забывают, но из-за того что они живут в других городах, видимся мы не так часто, как хотелось бы, – говорит Любовь Кирилловна. – И они знают – мне скучать некогда! Я привыкла жить интересно. А если вдруг возникнет какой бытовой или медицинский вопрос – Аня всегда рядом, все решит, поможет, выручит. У меня в телефоне ее номер первым записан…»
На обслуживании у Анны Максимовой находятся 12 получателей социальных услуг. И в каждом доме ее ждут так же, как Любовь Кирилловна, так же считают своей, так же делятся самым сокровенным. И это доверие в центре комплексного обслуживания населения «Веста» считают высшей оценкой своей работы.
Государственное соцобслуживание в Ангарске сегодня осуществляет 71 соцработник, их деятельность опирается на ФЗ №442. В федеральном законе указано, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, если существуют следующие обстоятельства – полная или частичная утрата способности и возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Если человек достиг пенсионного возраста и имеет заболевание (к примеру, руку сломал), то он имеет право обратиться с заявлением о необходимости соцоблуживания. С 22 сентября этого года вступило в силу Постановление Иркутской области, которое расширило список получателей бесплатных социальных услуг – теперь на это имеют право инвалиды 1 и 2 групп, дети войны, а также труженики тыла и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Что может сделать для одинокого больного человека соцработник? Принести из магазина сумку с продуктами, помочь в приготовлении пищи, при необходимости покормить и помочь в выполнении гигиенических процедур, сделать уборку, оплатить коммунальные счета, унести вещи в химчистку, вызвать на дом врача, сантехника, плотника, оказать содействие в оформлении документов, провести первичное консультирование по страховым вопросам (пожилых людей часто волнует проблема достойного погребения за счет страховых выплат). Особое внимание уделяется состоянию здоровья – заметив признаки ухудшения самочувствия своего подопечного, соцработник тут же вызовет бригаду «скорой помощи», участкового терапевта, запишет к нужному врачу и при необходимости сам сопроводит в поликлинику. Не раз именно визит соцработника оказывался спасительным для одиноко проживающего человека. Сотрудник «Весты», спешащий по знакомому адресу с сумкой со свежим молоком и хлебом, является для многих ниточкой, связывающей их с окружающим миром. Как важно, чтобы о тебе знали, помнили и могли позаботиться…
«Система государственного соцoбслуживания носит заявительный характер, – говорит директор ОГБУСО «КЦСОН «Веста» Наталья Грешилова. – Наши специалисты, выясняя условия жизни ветеранов, совершают поадресный обход пожилых людей. Но узнать обо всех нуждающихся в помощи соцработников таким образом невозможно. Гражданин может обратиться за помощью сам (достаточно позвонить в центр по тел.: 54-30-10) или попросить сделать это своих родственников. Часто нам сообщают об одиноком беспомощном человеке его соседи, знакомые, коллеги, сотрудники жилищной компании, правоохранительных органов, врачи. Все, кто по долгу службы или велению сердца не может остаться равнодушным к несчастьям других. Нередко к нам звонят из других городов – граждане просят взять на обслуживание престарелых родственников, проживающих в Ангарске. В случае оказания платных социальных услуг (их перечень очень широк и доступен для всех категорий населения) деньги переводят на счет учреждения соцобслуживания».
Бывает, что родные нанимают частных сиделок для ухода за лежачими больными. Этот вариант является безопасным, если есть уверенность в благонадежности, порядочности и профессиональной компетентности приходящего человека. Договор о соцобслуживании с госучреждением может уберечь от многих неприятностей. Соцработники «Весты» проходят строгий контроль на всех этапах своей работы – от отбора персонала до неустанного мониторинга его деятельности. У всех получателей соцуслуг на руках есть специальный дневник, куда записываются все действия соцработника. В случае возникновения претензий к обслуживанию всегда можно обратиться по телефону к руководству центра и получить ответ на свои вопросы. Заведующие отделением также выходят на дом к пожилым людям и выясняют, насколько они довольны своими социальными работниками.
…Довольна ли Любовь Стафиевская Аней Максимовой, я даже спрашивать не стала. Всё и так понятно! Сама Аня признается, что не только она помогает Любови Кирилловне, но и та ей – мудрым советом, добрым словом, улыбкой. Такому позитиву, который дает силы радоваться жизни в любом возрасте, стоит всем поучиться.