Первые пять дней февраля стали для ангарских педагогов серьезным экзаменом на профессиональное мастерство и выносливость – в эти дни в Ангарском муниципальном образовании проходил конкурс “Лучший работник образовательного учреждения-2010”. Достойно пройдя все этапы конкурса, победу в номинации “Лучший учитель-2010” одержала учитель начальных классов МОУ “СОШ №36” Татьяна Бабарыкина. Сейчас Татьяна Владимировна готовится к областному этапу педагогического конкурса, но у нее нашлось время для беседы с нашим корреспондентом.
– Татьяна Владимировна, расскажите, как начинался ваш путь в профессию.
– В школе я была активисткой, комсоргом класса, членом всех редколлегий, октябрятской, пионерской, комсомольской организаций. Очень хорошо училась. Когда перешла в старшие классы, мои учителя, которым я до сих пор безумно благодарна, видимо, разглядев во мне нужные качества, стали целенаправленно и ненавязчиво готовить меня к профессии педагога. Я пропадала в школе целыми днями. Мне очень повезло с учителем русского языка и литературы Натальей Анатольевной Борис, которая сегодня работает в лицее №1 Усолья-Сибирского: ей я обязана трепетным отношением к педагогической профессии. Она вместе с моим классным руководителем даже написала мне рекомендацию при поступлении в педагогическое училище, хотя ее никто не требовал. Так они попытались на бумаге показать людям, что меня обязательно нужно взять в педагоги.
– Как ваша семья отнеслась к выбору вами для себя учительской профессии?
– Историю в школе мне преподавала моя тетя, а три двоюродные сестры так же, как и я, закончили Усольское педучилище и стали учителями начальных классов. Так что в семье в общей сложности пять педагогов. Я приходила к сестрам в школу и видела стопки тетрадок на столах и то, как первоклашки выводят палочки-крючочки. И поэтому не было даже мысли пойти учиться куда-то еще, кроме нашего педучилища.
– Родом вы из Усолья-Сибирского. А как вы стали ангарским учителем?
– Вышла замуж. Муж оказался ангарчанином и привез меня сюда. В течение года адаптировалась к городу, потом, случайно проходя с сыном мимо начальной школы-детского сада №1, зашла спросить, вдруг есть место. Встретила меня Ольга Бекешко (сегодня – методист ЦОРО), с которой мы потом станем пересекаться в судьбоносные моменты моей жизни, и на следующий день я уже вышла на работу в качестве воспитателя. Кстати, именно благодаря Ольге Николаевне я, проработав в НШДС шесть лет, попала в школу №10, а еще через шесть – в школу №36. Наверное, эти совпадения не случайны.
– Какую роль в вашей жизни сыграли эти образовательные учреждения?
– Они дали мне бесценный опыт, благодаря им я стала учителем, и “Лучшим учителем” в том числе. Весь коллектив НШДС был молодым, энергичным. Мы горели, дневали и ночевали на работе. Здесь меня научили с душой, творчески подходить к делу, многое я получила и в методическом плане. Еще более бурный “рост” начался в десятой школе. Всегда считалось, что там работает педагогическая элита. И они приняли меня в свое гнездо, постепенно раскрывали секреты. Если в НШДС №1 меня научили креативности, полету фантазии, то здесь я многое приобрела в плане методики преподавания, технологии проблемного обучения, когда главное – не давать готовые знания, а постоянно ставить перед ребенком проблему. Я ходила на уроки к своим коллегам, сама просилась, сидела и смотрела с широко распахнутыми глазами. Не верилось, что можно так детей учить, чтобы они вставали и говорили учителю: “А я с вами не согласен! Я сейчас вам докажу почему”. Благодаря учителям школы №10, которые показали, как надо работать и добиваться результата, я выбрала для своих учеников программу развивающего обучения, когда дети делают на уроках открытия, а учитель их только к этому подводит. Она сложнее для преподавателя в плане подготовки, но детям, у которых, в отличие от нас, мозг не законсервирован, легко и интересно. Мы, например, проходим с ними во втором классе систему счисления – материал, изучаемый в институтах, и они же мне на уроках объясняют, что это такое.
– Вы нашли в работе учителя свое призвание, чувствуете себя на своем месте?
– Да, это могу сказать со всей ответственностью. У меня было несколько возможностей в этом убедиться. Еще работая в НШДС, поступила в ИГПУ на факультет филологии – мне всегда не хватало высшего образования, да и хотелось доказать себе, что и это я тоже могу. Работала в школе и училась заочно. Отучившись, поняла, что преподавать в начальных классах лучше. Малыши, в отличие от учащихся старших классов, совсем другие, открытые все, солнечные. Испытываешь непередаваемые чувства, когда видишь, как они растут на твоих глазах. Как педагог-организатор я общаюсь со старшими ребятами: это уже сформировавшиеся характеры, со своими привычками, претензиями, взглядами. Для меня остается загадкой, как с ними работать. Хотя то же самое говорят про моих второклашек учителя старших классов – наверное, каждому свое. Моё – это малыши. Была у меня попытка совместить преподавание с административной работой – с этим связан мой переход в 36 школу на место заместителя директора по начальной школе. Поработав год в этой должности, попросила директора освободить меня от нее: каждый человек должен быть на своем месте. Если ты от Бога, по природе или призванию учитель, то и должен работать учителем. Мне оставили должность педагога-организатора по начальной школе, то есть воспитательную часть: праздники, конкурсы. Это мне интересно, это я люблю, а главное – реально могу сделать, не причиняя какого-либо вреда своим детям незнанием и неумением. Правда, если говорить о профессиях, мечтаю когда-нибудь стать ландшафтным дизайнером или флористом. Но любимая работа учителя пока занимает всё время.
– Как вы стали участницей конкурса “Лучший работник образовательного учреждения-2010”? Какой из конкурсных этапов показался самым трудным, а что было самым интересным?
– В самый обыкновенный рабочий день меня попросили сходить на установочный семинар, который проводил Центр обеспечения развития образования (ЦОРО), чтобы потом передать информацию о конкурсе моей коллеге, которая хотела в нем участвовать. Я сходила на все три установочных семинара и – написала заявку на участие. Интересным в конкурсе было всё. И урок, когда за 30 минут нужно было чему-то научить незнакомых тебе детей, и мастер-класс, где все педагоги делились своими секретами, рассказывали об изюминках своего творчества, и классный час, когда мы с ребятами выясняли, что же такое компьютер: друг, враг или помощник. Мне повезло с учениками – они были общительные, разговорчивые, хорошо шли на контакт. Очень понравилась работа в группах, когда создавали проект педагогического совета. Самой сложной для меня была дискуссия – последний этап конкурса, я по природе своей не оратор. Тема дискуссии – “Престиж учительской профессии”. Я пыталась донести до аудитории мысль, что мы сами, своим примером можем повысить престиж педагогической профессии. От нас многое зависит. Главное, чтобы каждый был на своем месте, шел в профессию по призванию. Даже деньгами престижа учительства не поднять, всё зависит от человека.
– Сейчас вы готовитесь к участию в областном конкурсе “Учитель года-2010”. Вы уже знаете, какие испытания вас там ждут?
– Благодаря тому, что ангарское управление образования выстроило городской конкурс по примеру прошлогоднего московского, мы представляем себе, что будет в области, потому что они также взяли его за образец, добавив к знакомым этапам родительское собрание. Сложнее будет в том плане, что мы, 42 участника, не знаем, в какую школу мы пойдем, какие нам дадут классы, какие будут темы для обсуждений. Первый тур включает 4 этапа: методический семинар, открытый урок, классный час и родительское собрание – после чего половина конкурсантов отсеивается. Во втором туре нас ждут педагогический совет, дискуссия и “круглый стол”. К третьему туру, где нужно будет провести мастер-класс, останется только десять человек, из которых будут выбирать победителя. Те, кто выбыл из конкурса, не разъезжаются, ходят на семинары, лекции, могут присутствовать на конкурсных этапах – в общем, сделано всё для того, чтобы проигравших не было, ты в любом случае приобретаешь новый опыт, знания, знакомства.
– Давайте отвлечемся от конкурсов, поговорим о праздничном. У вас день рождения 25 января, в День студентов, Татьянин день, и зовут вас Татьяной. Это неслучайно?
– Абсолютно случайно! Мои родители – люди рабочей профессии, студентами никогда не были, да и не знал никто тогда об этом празднике. Просто угадали. А вот мой сын родился 12 июля, в День Петра и Павла, и мы поэтому назвали его Павлом. У меня в жизни было много совпадений, связанных с числами. Например, в 36-ю школу я пришла работать в 36 лет, мне тогда сказали: ты долго здесь проработаешь. Мне нравится число 25, нравится мое имя, я люблю свой день рождения. Кстати, в этот день мне в магазинах делают скидки, если я с паспортом прихожу!
Пожелаем Татьяне Владимировне всегда быть такой же жизнерадостной и, конечно, большого успеха на областном конкурсе “Учитель года-2010”. Мы будем держать за вас кулаки!