Через неделю после городской ярмарки профильного обучения в ДК «Современник» прошел Фестиваль рабочих профессий. Учащихся 8-9 классов везли сюда автобусами. При этом поток подростков разбили на две части, чтобы без шума и толкотни все желающие могли посмотреть, что для них приготовили средние профессиональные заведения. А посмотреть было на что. Правда, услышать пояснения не всегда удавалось – презентации на сцене были такими громкими, что порой приходилось кричать друг другу в ухо, чтобы быть услышанными.
Безусловным хитом выставки стал аппарат виртуальной сварки, который привез на фестиваль Ангарский индустриальный техникум. А вы думали, виртуальная реальность нужна, только чтобы в специальном шлеме на американских горках в окружении динозавров летать? Развлечение может также служить на пользу науке. А уж испробовать, как это работает на деле, очередь из желающих выстроилась.
– Лаборатория виртуальной сварки Soldamatic позволяет получить первичные навыки сварки, прежде чем приступить к реальной. Этим достигается существенная экономия материалов и времени обучения, в том числе сложным видам сварочных работ. В шлеме, который студенты надевают на голову, они слышат звук настоящей сварки и «видят» реальный электрод и свариваемую поверхность. То есть создается дополнительная реальность в формате 5D. В свою очередь это изображение выводится на мониторе, где его видит преподаватель, который и может оценить работу студента и указать на ошибки. Благодаря обучению на таких аппаратах наши ученики стали занимать хорошие места на престижных конкурсах. Так что приборы себя оправдывают. Их у нас 12 штук, стоимость одного – полтора миллиона рублей, – пояснял Михаил Середкин, преподаватель специальных дисциплин Ангарского индустриального техникума.
С таким оборудованием можно действительно хорошее образование получить, а уж выпускники будут нарасхват, учитывая, что классного сварщика нынче днем с огнем не найти и предприятия за ними гоняются. Как рассказал нам Михаил Сергеевич, некоторые студенты у них трудоустраиваются уже в период обучения.
Профессию штукатура-маляра, которую сейчас красиво называют «мастер декоративных работ», замечательно рекламировал Ангарский техникум строительных технологий. Всем желающим предлагали нанести через трафарет на подготовленную поверхность подкрашенную шпаклевку. Получалось очень красиво! От школьников отбоя не было, специалисты техникума под конец даже призадумались, где еще срочно место для творчества найти.
А вот Ангарский политехнический техникум приглашал ребят на… урок химии. И это неудивительно – ведь специальность «Переработка нефти и газа» для этого учебного заведения одна из профильных. А тут без химии никуда. Причем надоевшая многим в школе дисциплина здесь обрела привлекательность. Школяры с удовольствием смешивали в колбочках растворы, определяя по таблицам полученные в итоге вещества.
– Это умение – первейший навык, который студенты будут применять в течение всего срока своего обучения на базовых предметах. По сравнению со школьной программой по химии наша в несколько раз шире. Дети, которые приходят к нам, так и говорят, что они столько опытов еще никогда не делали, – рассказывала Марина Павлова, преподаватель общей и органической химии АПТ.
Проводил политех и еще один мастер-класс, рекламируя специальность «Информационные системы (по отраслям)». Желающие могли научиться создавать web-страницу и программировать форму для заказа еды в кафе.
– Надеемся, что эти маленькие уроки помогут школьникам определиться с выбором. После окончания нашего техникума ребята смогут работать по различным специальностям, связанным с администрированием, программированием и так далее. Это очень перспективные направления в плане дальнейшего трудоустройства, – убеждала нас Инна Зырянова, преподаватель АПТ.
Даже парни не могли удержаться, чтобы не сложить красиво салфетку во время мастер-класса, который давала Людмила Лавренко, преподаватель спецдисциплин Ангарского техникума общественного питания и торговли.
– Способов складывания салфеток около двухсот (в зависимости от вида праздника и тематики оформления стола). Здесь мы учим четырем способам и заодно показываем, как можно красиво оформить стол на Новый год, – просвещала нас Людмила Александровна.
В тему Нового года привез свой мастер-класс и Ангарский промышленно-экономический техникум – всем желающим предлагали сделать елочку из подручных материалов. Оказалось, что так рекламируют специальность «Дизайн». Действительно, настоящий профи может из любого мусора шедевр сотворить.
Кстати, в этом техникуме на следующий учебный год собираются открывать специальность «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», выпускники смогут работать озеленителями. Судя по запущенности наших парков, дворов и улиц, профессия очень перспективная, работы там непочатый край. А еще пообещали, что также начнут принимать на бесплатной основе на специальность «Графический дизайн», входящую в TOP 50 самых востребованных профессий.
К сожалению, на фоне всего этого праздника жизни очень уныло выглядел наш Ангарский государственный технический университет. Создавалось ощущение, что сюда его представители пришли неподготовленными – а зря! Нынче без хорошей рекламы клиента не привлечешь, тем более когда благодаря ЕГЭ выпускники могут выбирать вузы в более интересных городах, чем Ангарск.
А вот сотрудники Иркутского колледжа автомобильного транспорта и агротехнологий не поленились привезти в Ангарск теодолиты и нивелиры и давали всем желающим в них посмотреть. В колледже готовят техников-землеустроителей, которые потом могут доучиться на кадастрового инженера – специальность, нынче весьма востребованную.
Когда свое выступление начали ребята из Ангарского филиала Иркутского колледжа сервиса, экономики и туризма, посмотреть на него сбежалось ползала. Еще бы – такие прически, которые были накручены у девчонок на головах, не каждый день увидишь. Разве что на супер-пупер-конкурсах красоты и парикмахерского искусства. В то же время студентки техникума плели косы всем желающим. Об успехе говорит тот факт, что девчонкам стульев не хватало.
Ожидая своей очереди для выхода на сцену, в уголке скромно стояла девушка со сногсшибательной конструкцией на голове. Трудно было удержаться, чтобы не задать ей несколько вопросов.
– Это называется постижерное изделие, и я его делала месяц во время подготовки к конкурсу «Невские берега», на котором заняла второе место, – рассказывала Валерия Галат, студентка третьего курса колледжа, попутно нанося аэрографом через трафарет узор на руку еще одной модели. – Дальше я собираюсь поступать в Иркутский политех или остаться преподавать в нашем техникуме. О том, что не пошла в 10 и 11 класс, нисколько не жалею – это было бы даром потраченное время. В этом году мои одноклассники только окончили школу и стали поступать в институт. А я уже свое образование почти закончила и имею востребованную профессию.
Такого же мнения придерживается и Станислав Щучкин, студент третьего курса Ангарского автотранспортного техникума:
– Я учусь на автомеханика – эта профессия всегда будет нужна, так как машины имеют обыкновение ломаться. А с автомобилями вместе с отцом вожусь с детства, начинали еще с «Запорожца». По окончании техникума я поступлю в институт и, обучаясь там, буду работать по специальности.
С этим не поспоришь. А послушав ребят, понимаешь, что на самом деле продвинутые дети не в вуз идут, а получают среднее образование, чтобы иметь твердый заработок. А уж потом, когда оглядятся и поймут, чего конкретно хотят от жизни, поступают в высшие учебные заведения.
Кстати, опыт знакомых показывает, что, поступив в техникум или колледж, многие бывшие хулиганы и двоечники «расцветают». Становятся старостами группы и отличниками. Начинают помогать родителям и перестают быть нахлебниками. Это трудно понять и принять нам, выросшим с убеждением, что если у тебя нет высшего образования, то ты неудачник, жизнь прожита зря, а все, что светит впереди, – это профессия дворника. Сколько тех, кто, поддавшись этому стереотипу, напрягая жилы и залезая в кредиты, платил за учебу ребенка в институте, а потом оказывалось, что его диплом и профессия никому не нужны? Мир меняется, и вместе с ним должны меняться и мы. Поэтому сейчас мы с моим сыном-семиклассником подбираем ему будущую профессию среди специальностей, представленных в учреждениях среднего образования. А падающей от этого в обморок бабушке объясняем, что это только старт, но далеко не финиш.