Год назад по воле обстоятельств мне пришлось работать в Иркутске. Машины к тому времени у меня не было, и добираться до места работы приходилось междугородным транспортом. В самом Иркутске нужно было дважды пересаживаться на городские маршрутки, переходить оживленные улицы города. Словом, чтобы добраться до работы, у меня уходило два с половиной часа.
Любой ангарчанин, бывавший в Иркутске, может подтвердить, что транспортный поток там несоизмеримо плотнее, чем в Ангарске. Но вот что удивительно: переходить улицы в Иркутске намного проще, чем в нашем городе. Если ты идешь по пешеходному переходу, можно быть уверенным, что тебя не закатают в асфальт.
Со временем я научился точно определять ангарчан в Иркутске. Каким образом? Если по «зебре» бежит человек, обгоняя других пешеходов, испуганно озираясь на машины, будьте уверены, это наш земляк. Ангарчанин. Я и сам, пока привыкал к Иркутску, резко стартовал по «зебре» с одной стороны дороги на другую, хотя водители вежливо пропускали пешеходов. Эта привычка выработалась у меня с годами в процессе перехода улиц в родном городе. Два раза меня чуть «не убрали» с пешеходного перехода, три раза обложили трехэтажным матом и многажды угрожающе сигналили во время мирного перехода по «зебре» – и потому я принял решение не искушать судьбу и на долгое время забыл о своем праве на преимущественный переход улицы.
«Беспредельный город», говорят иркутяне, когда переходят улицы нашего города. «Беспредельный», повторяем мы, когда читаем об очередном наезде на детей, женщин, стариков на пешеходных переходах в нашем городе. Что-то необходимо делать, как-то нужно бороться с водительским террором на пешеходных переходах. Нельзя сидеть и тупо дожидаться того, пока кто-нибудь не переедет нас или наших детей.
Ничуть не сомневаюсь, что большинство ангарских водителей – порядочные и законопослушные граждане. Могу понять душевные страдания тех людей, которые совершили наезд на пешехода. Но каково тем, кого сбили на пешеходном переходе, и их близким?
В правилах дорожного движения явно не хватает какого-то пункта, который положит конец беспределу на переходах. Во всех центральных СМИ обсуждалась тема увеличения штрафа более чем в пять раз за превышение уровня тонировки автостекол. При совершении обгона через двойную сплошную линию разметки – лишение прав. При совершении левого поворота через двойную сплошную линию – лишение прав. Штраф за несвоевременное прохождение техосмотра увеличился более чем в четыре раза. А вот за нарушение правил проезда пешеходного перехода штраф составляет всего лишь 800 рублей. Остановка или парковка машины на «зебре» обойдется всего лишь в 300 рублей. А между тем наезд на пешеходов является самым распространенным в России дорожно-транспортным происшествием. Этот вид ДТП составляет примерно 40 процентов от числа всех дорожных происшествий. Каждый пятый наезд на пешехода совершается на «зебре». Наш город – не исключение из общероссийской статистики. Последние ДТП, в которых пострадали дети, лишь подтверждают это.
Как быть, как изменить сложившее в городе положение? Построить в Ангарске подземные переходы вместо «зебр» – дело непростое. Это сложно и экономически, и технически. На весь город мы имеем лишь один подземный переход. И тот как продолжение тоннеля под трамвайными путями. Возле каждой «зебры» сотрудника ГИБДД не поставишь. Выход один – устанавливать «лежачих полицейских» высотой 30-40 сантиметров. Пока транспортное средство будет преодолевать искусственную преграду, у нас хватит времени перебежать дорогу или схватить за руку ребенка. Неважно, своего или чужого. Только так мы сможем обезопасить себя и детей от наездов автотранспорта.
Второй момент – ужесточение ответственности водителей за неправильный проезд пешеходных переходов. Вплоть до лишения водительских прав. Если Государственная Дума находит нужным лишать водителей удостоверения за пересечение двойной сплошной линии, то почему бы не подумать об ужесточении штрафных санкций за нарушение правил проезда пешеходного перехода.
И последнее. Учитывая менталитет ангарчан, быть может, есть смысл установить знак «STOP» перед каждым пешеходным переходом? Что означает, что без остановки проезд по «зебре» запрещен. И неважно, находятся там люди или нет.
В Прибалтике водитель перед пешеходным переходом обязательно делает остановку, а пешеход никогда не перейдет дорогу на красный сигнал светофора, даже если перекресток свободен от транспорта. Впрочем, где Прибалтика и где мы?
Понятно, что ужесточение ответственности водителей за неправильный проезд пешеходного перехода и внесение изменений в правила дорожного движения не является «зоной ответственности» местной городской администрации и ГИБДД. Но... Я знаю о том, что сотрудники Ангарской ГИБДД проводят большую работу по пропаганде правил безопасности на дорогах. Юным ангарчанам объясняют: если они находятся на пешеходном переходе, то имеют преимущественное право на переход улицы перед транспортом. Дети верят и стараются переходить улицу по пешеходному переходу. И их сбивают...