Молодой иркутский режиссёр представил ангарчанам свой новый фильм
Произошло это 19 декабря в отделе искусств Центральной городской библиотеки. В Ангарске профессиональный режиссер Юрий Яшников, руководитель иркутского отделения Молодежного центра Союза кинематографистов России, оказался, как он любит говорить, «по велению судьбы», в лице которой на сей раз выступила министр культуры и архивов Иркутской области. Экс-директор областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского Ольга Стасюлевич точно знает, что библиотекари и встретят приветливо, и найдут для талантливого человека, которому есть чем поделиться с окружающими, внимательную аудиторию.
Уютный зал заполнили старшеклассники школы №9, было здесь также несколько профессиональных кинозрителей – из тех, кто любит приходить в библиотеку весной, когда в отделе искусств ЦГБ проходит показ короткометражных фильмов международного фестиваля «АРТкино». Напомню, в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» это происходит уже второй год подряд. Среди них – киновед Юрий Андрейчук, возглавляющий клуб друзей кино «Ракурс» Дворца культуры «Нефтехимик».
Первый игровой фильм Юрия Яшникова, где он выступил в качестве режиссера, сценариста и продюсера, – «Похабовск, или Обратная сторона Сибири» (2013) – охватил в прокате более двадцати крупнейших российских городов и сумел стать самым кассовым региональным фильмом страны. Речь в нем идет о типичных провинциальных выборах. Фильм снимали буквально в складчину. В нем играли несколько профессиональных актеров, остальные – любители. В составлении сценария, написании саундтреков участвовали интернет-пользователи со всего мира. В общем счете в создании фильма приняло участие более 50 тысяч человек! Эпитет «народная комедия» прочно приклеился к его названию, которое, кстати, происходит от имени славного основателя Иркутска.
Но в Ангарск Юрий привез совсем другую работу. И получилось действительно знакомство, поскольку «Похабовск» в нашем городе остался незамеченным, хотя шел в кинотеатрах и, по отзывам, не уступает многим высокобюджетным работам именитых отечественных кинематографистов. Несмотря на успешный старт в жанре игрового кино, наш герой неожиданно для самого себя ушел в документалистику.
Сняв картину «Траектория Лосева» об иркутском спортсмене-дрифтере Евгении Лосеве, он начал работу над документальным фильмом «Иркутск Ивана Вырыпаева» – тоже о нашем земляке, всемирно известном драматурге и режиссере. Как ни странно, человек, которого в европейской части России наряду с Евгением Гришковцом и Кириллом Серебренниковым считают лицом новой русской драмы и с распростертыми объятиями ждут в любом городе мира, у себя на родине известен лишь немногим избранным.
По словам Юрия Яшникова, работа над материалом, отснятым в течение полутора лет, кипит, поиск идет полным ходом – вплоть до того что в Усолье-Сибирском, где также состоялась презентация фильма, появление главного героя в первых кадрах картины сопровождалось совершенно другой музыкой. Мнение зрителей даже на этом этапе работы очень важно для «народного» режиссера. Показ фрагмента будущей киноленты сменился бурным обсуждением. Едины собравшиеся оказались только в одном: о таких людях, как Иван Вырыпаев, надо рассказывать. Некоторые советы автор фильма взял на вооружение, а со своим тезкой и коллегой Юрием Андрейчуком они продолжали беседовать и тогда, когда школьники разошлись.
Для ребят подобное погружение в культурную и творческую атмосферу тоже даром не пройдет – даже «камчатка» притихла, когда гость рассказывал об истории кинематографа в Иркутской области, о земляках, внесших большой вклад в российское кино. Среди них он нашел и свой идеал режиссера – это Леонид Гайдай, самый кассовый режиссер Советского Союза.
– Мне важно, чтобы мое кино смотрели, моя цель – снять документальный блокбастер, – говорит Юрий Яшников. – Не хочу делать высокоинтеллектуальные картины для единиц. Меня можно назвать попсовым режиссером – неслучайно продвинутые ангарские зрители заметили в фильме чисто попсовые ходы. Другое дело, что эти приемы помогают доводить до аудитории ценные мысли, знакомить ее с удивительными людьми, несправедливо обойденными вниманием у себя на родине. Непридуманное, документальное кино гораздо сложнее по драматургии и богаче на творческие открытия, чем игровое, – переиграть саму жизнь еще никому не удавалось.